Содержание
- Аудиологический скрининг новорожденных
- Для чего делают аудиологический скрининг новорожденных
- Как проводят аудиологический скрининг
- Результат аудиологического скрининга
- Факторы риска по тугоухости
- Аудиоскрининг новорожденных
- Что такое аудиоскрининг
- Зачем нужен аудиоскрининг
- Особенности аудиоскрининга у недоношенных
- Второй аудиоскрининг у детей
- Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух
- Где проводится дополнительное диагностирование нарушения слуха
- Для чего нужен аудиологический скрининг
- Методы проверки слуха у младенцев: ABR и ОАЭ тестирования
Аудиологический скрининг новорожденных
Обследованию подлежат абсолютно все новорожденные в родильных домах на 3-4 день после рождения или непосредственно перед выпиской. Противопоказаний к применению данного скрининга нет.
Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей 1-го года жизни проводится в два этапа.
Первый этап аудиологического скрининга — регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) проводится новорожденным на 3-4 сутки жизни в родильном доме или акушерском стационаре.
Если по каким-то причинам аудиологический скрининг в роддоме не проводился или отсутствует в документации новорожденного (в истории развития ребенка) информация о проведении аудиологического скрининга, то при его поступлении под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.
Аудиологический скрининг
Для чего делают аудиологический скрининг новорожденных
Целью аудиологического скрининга является своевременное выявление нарушений слуха и оказание необходимой медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у малыша может приводить к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Доказано, что при нарушениях слуха у детей наиболее эффективными являются программы помощи, начатые не позднее 6 месяцев жизни. Поэтому выявление и последующая диагностика нарушений слуховой функции у ребенка должны быть проведены в первые три месяца жизни и это возможно выявить только при проведении аудиологического скрининга у новорожденного.
Как проводят аудиологический скрининг
Каждому новорождённому на 3–4-ые сутки жизни врачом-неонатологом (при помощи прибора для скринингового исследования) проводится автоматическая регистрация ОАЭ. Электроакустический зонд с миниатюрным телефоном и высокочувствительным микрофоном (акустический зонд, на который надевается ушной вкладыш) герметически вводят в наружный слуховой проход ребенка, находящегося в спокойном состоянии, в период между кормлениями. Зонд подсоединён к прибору для регистрации ОАЭ. Новорожденный должен быть неподвижным и спокойным; желательно, чтобы он спал; для успокоения ребёнка может быть использована пустышка, однако в момент исследования необходимо вынуть пустышку изо рта ребёнка, поскольку сосание вносит дополнительный шум и снижает вероятность прохождения теста. Исследование проводится в тишине.
Результат аудиологического скрининга
В приборах для аудиологического скрининга автоматически при прохождении ребенком теста на экране высвечивается ответ, а именно, появляется слово «Pass» («прошел») ли «Reffer» («не прошел», сомнительный результат).
Если ребенок «Прошел» исследование, то аудиологический скрининг для него завершен, если «Не прошел» — это не подтверждает проблем со слухом и врачи не ставят диагноз «тугоухость», но это является показанием для обязательного дальнейшего наблюдения и направления на дополнительные исследования.
Если ребенок «Не прошел» скрининг в роддоме (положительный результат), то он направляется на повторное прохождение первого этапа в детской поликлинике. При повторных положительных результатах (непрохождении) скринингового тестирования по регистрации ОАЭ врач-педиатр направляет ребёнка в региональный центр реабилитации слуха (сурдологический кабинет) для проведения второго этапа аудиологического обследования, то есть углубленного диагностического обследования.
Детей из группы риска направляют на прохождение второго этапа скрининга в центр реабилитации слуха вне зависимости от результатов обследования. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог.
Факторы риска по тугоухости
Наиболее значимыми факторами риска по тугоухости у новорожденных являются:
- отягощенная наследственность (наличие нарушений слуха у ближайших родственников);
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности;
- токсикозы беременности;
- глубокая степень недоношенности;
- очень низкая и экстремально низкая масса тела при рождении (менее 1500 г);
- асфиксия новорожденного в родах;
- переношенная беременность;
- гемолитическая болезнь новорожденного (резус-конфликт).
Аудиоскрининг новорожденных
В этой статье мы рассмотрим такое медицинское исследование как аудиоскрининг новорожденных. Что это такое, для чего и где проводят эту процедуру, что могут сказать результаты проверки и какие последствия для младенца они могут иметь? На эти и другие вопросы мы ответим подробно и понятным языком.
Что такое аудиоскрининг
Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни», но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года. Аудиоскрининг входит в обязательное комплексное обследование — скрининг новорожденных.
Аудиоскрининг должен проводиться в 2 этапа. Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга. Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки.
Повторный аудиоскрининг проводится:
— в 1 месяц,
— в 4 месяца,
— в 6 месяцев.
При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования.
К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.
Зачем нужен аудиоскрининг
В первые три года жизни малыш учится воспринимать различные звуки, в том числе и речь. Если у него будут проблемы с восприятием звуков или ребенок будет плохо слышать, то у него возникнут проблемы с пониманием речи и с ее воспроизведением. По статистике лишь 0,1% новорожденных имеют глубокие потери слуха. Современная медицина имеет возможность выявлять таких детей на раннем сроке и оказывать им своевременную помощь. Ведь по проведенным исследованиям установлено, что младенцы с 3-4 степенью тугоухости, которые были протезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев ничем не отличались по развитию от сверстников с нормальным слухом. Речевое, языковое развитие, пассивный и активный словарь, усвоение грамматической системы языка у них идет в нормальном темпе. Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи. Поэтому так важно, чтобы тест на слух у новорожденных был проведен вовремя.
Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.
Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха).
Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей. В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.
При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни.
Звуковой стимул зависит от возраста ребенка:
— новорожденный — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;
— 1 месяц — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;
— 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ;
— 6 месяцев — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ.
Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки.
Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать.
Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга.
Запись должна выглядеть следующим образом:
Аудиоскрининг: D (+); S (+)
или D=S (+).
В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.
Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.
Особенности аудиоскрининга у недоношенных
В отличие от доношенных детей, дети рожденные от преждевременных родов физиологически незрелые и сроки проведения аудиологического скрининга для них сдвигаются.
Для недоношенных младенцев существуют следующие сроки проведения первого аудиоскрининга:
— на 2-6 неделе жизни — детям рожденным до 32 недели беременности;
— на второй или первой неделе после родов — детям рожденным на 33-37 неделе беременности.
Повторный скрининг недоношенным детям проводится в поликлинике в те же сроки что и доношенным детям.
Второй аудиоскрининг у детей
У некоторых новорожденных бывает, что спустя несколько дней после рождения аудиометр не уловил колебаний, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте. Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после. Обычно обследование осуществляется в первый месяц в детской поликлинике. Если проверка была положительной, то следующий аудиоскрининг в поликлинике проводится в 4 и 6 месяцев.
Как проходит аудиоскрининг в поликлинике
Родители обязаны подготовить ребенка, он должен быть накормлен, желательно обеспечить покой во время проверки, лучше всего, если малыш будет спать. С собой требуется взять пеленку, бутылочку со смесью и пустышку.
Даже когда врачи зафиксировали два отрицательных результата аудиоскрининга, маленького пациента отправляют на дополнительное обследование, чтобы получить более достоверные доказательства диагноза. Говорить об отклонениях можно только после аудиологической проверки, которая осуществляется при участии врача-сурдолога.
При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости. Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога.
Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты.
Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога.
Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным. Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью. Также аудиологическое обследование возможно провести в качестве дополнительной процедуры по желанию родителей, если у них есть сомнения в показаниях, полученных в ходе аудиоскрининга.
Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух
Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.
Дополнительные методы проверки слуха
Кроме аудиоскрининга методом ОАЭ, где оценивается состояния волосковых клеток и выявляется снижение слуха в сурдологическом центре ребенку могут быть назначены следующие процедуры:
1. Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.
2. Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы).
3. Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком — это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение. Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга.
4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка.
5. Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса.
6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость. Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации.
На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Где проводится дополнительное диагностирование нарушения слуха
Для дальнейшего бесплатного обследования вам понадобится направление из поликлиники, полис ОМС и свидетельство о рождении ребенка.
Где проводят в Москве
Детский Сурдологический Центр. Адрес: проспект Вернадского, дом 9/10. Телефон: 8 (495)930-22-00.
Где проводят в Санкт-Петербурге
Скрининговое обследование слуха можно провести:
— Детский городской сурдологический центр при поликлинике № 34. Адрес: проспект Шаумяна, дом 29. Телефон: 528-97-08.
— Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет.
Адрес: Литовская улица, дом 2. Телефон: 8-950-037-51-90 или 331-00-45.
— Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Адрес: Бронницкая улица, дом 9. Телефон: 316-45-79, 495-36-71, 8-911-245-00-54.
Для чего нужен аудиологический скрининг
С 2008 года в России каждому младенцу положено проводить аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявить у малыша проблемы со слухом. Нарушения в работе органов сенсорного восприятия окружающей новорожденного действительности существенно снижают темп его развития и являются результатом врожденных патологий, инфекционных воспалений или родовой травмы.
Такое диагностическое обследование безопасно для здоровья новорожденного и проводится всем детям либо сразу в роддоме (или акушерском стационаре), либо в детской поликлинике по месту жительства родителей младенца. Результаты скрининга заносятся в персональную медицинскую карту. Если по каким-то причинам такая диагностика не была выполнена в родильном отделении сразу после появления малыша на свет, то врач делает ее в амбулаторных условиях в медицинском учреждении, к которому прикрепляется ребенок по месту проживания.
Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.
При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга называется отсутствие отоакустической эмиссии или отсутствие слуховых вызванных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.
При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.
Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.
Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:
- Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
- Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
- Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
- Проведение необходимых лечебных мероприятий.
- Ранняя абилитация — занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики — с момента выявления нарушений слухового восприятия.
- Кохлеарная имплантация — электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).
Исследования детей с нарушениями слуха показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть слуховые аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.
Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1-2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.
Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопротезирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.
Поэтому на наш взгляд, программа аудиологического скрининга «заработает», если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.
От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.
И.В.Королева, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (кафедра сурдопедагогики), Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования (кафедра высоких технологий в оториноларингологии и логопатологии)
Методы проверки слуха у младенцев: ABR и ОАЭ тестирования
Слух у младенцев проверяется с помощью двух различных методов: оценки реакции слухового ствола мозга (ABR) или отоакустической эмиссии (ОАЭ). Оба теста являются точными, неинвазивными, автоматизированными и не требует каких-либо поведенческих реакций от ребенка. Какой тест будет использоваться, зависит от выбора программы скрининга, наличия контрольно-измерительных приборов и профессиональной подготовки врача. Оба названных метода весьма эффективны. Однако есть некоторые различия между ними.
Что такое ABR?
Для того чтобы доставить звук, электрические импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг. Ответ ствола мозга на слуховые раздражения (ABR) — это физиологическая мера реагирования мозга на звук.
В этом тестировании проверяется целостность слухового аппарата. Испытание проводится путем размещения четырех-пяти электродов на голове ребенка, после чего разнообразные звуки передаются через небольшие наушники.
Электрическая активность, вырабатываемая нервом, записывается посредством электродов и передается на экран компьютера. Отоларинголог может контролировать громкость каждого звука и определяет самый тихий звук, который ребенок слышит. Для проверки слуха младенцев группы риска используется только один звук, который обычно называется «щелчок». Щелчок – это сочетание из нескольких звуков для тестирования широкой области органов слуха одновременно. Если записывается ответ, соответствующий норме, то младенец «прошел» проверку. Тестирование обычно занимает от 5 до 15 минут.
Что такое ОАЭ?
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это акустический ответ, который получают путем проверки внутреннего уха (улитки), которое реагирует на звуковой раздражитель.
Небольшой зонд с микрофоном и динамиком помещают в ухо спящего ребенка. Звук подается через зонд, после того как улитка обрабатывает звук, электрический импульс передается в ствол мозга. Кроме того, есть и второй дополнительный звук, который не передается по нерву, но приходит обратно в ушной канал ребенка. Этот «побочный эффект» называется отоакустической эмиссией. Данные полученные с помощью датчика представляются графически на экране компьютера. Отоларинголог может определить, какие звуки дали ответ и определить число этих ответов. Если эмиссия наблюдается на звуках критичных для восприятия речи, значит ребенок «прошел» тестирование слуха. Тестирование обычно занимает от пяти до восьми минут.
Какой тест более точный OAE или ABR?
Оба теста имеют свои преимущества и недостатки и используются в зависимости от программы и опыта отоларинголога вместе, либо отдельно.
ОАЭ – простой и эффективный. Тем не менее, ложно-положительный показатель (например, ребенок не прошел тест, но на самом деле имеет нормальный слух) при ОАЭ тестировании превышают показатели ABR. Ложно-положительный показатель при ABR тестировании составляют 4%, если тестирование проводится в течение первых трех дней жизни. Ложно-положительный показатель при ОАЭ тестирования составляется от 5% до 21%, если тестирование проводится в течение первых трех дней жизни. Это большая разница отражает повышенную чувствительность ОАЭ устройства на остатки амниотической жидкости, которые обычно бывают в ушном канале новорожденных.
Эти два теста рассчитаны на различные механизмы проверки слуха. Для более глубокого тестирования и полной оценки слуха младенцев, рекомендуется пройти оба теста.
Что значит, когда ребенок не проходит скрининг?
Новорожденный, который не прошел первый скрининг, не обязательно имеет дефект слуха или глух. Существует много причин, по которым младенец может не пройти эту проверку слуха.
Одной из распространенных причин является то, что в ушном канале все еще может находиться амниотическая жидкость. Эта жидкость блокирует звуковой раздражитель, не давая ему попасть во внутреннее ухо, и поэтому новорожденный не проходит тест.
Кроме того, жидкость в среднем ухе, (пространство за барабанной перепонкой) может блокировать звуковой раздражитель и привести к ложно-положительному показателю. После решения этой проблемы, ребенок обычно проходит повторный скриниг. Таким образом, важно, чтобы прошла, как минимум неделя после первого скрининга, чтобы дать возможность жидкости испариться.
Другой возможной причиной ложно-положительного показателя является чрезмерный шум или движение ребенка во время теста. Любое движение или плач ребенка может помешать уловить ответ. Поэтому важно, чтобы новорожденный спал во время тестирования. Оба теста абсолютно безболезненные.
Если выяснится, что у ребенка проблемы со слухом, степень снижения слуха определяется посредством полного диагностического обследования.
В чем разница между первоначальным скринингом и полной диагностикой слуха?
Основное различие между полной диагностикой и скринингом – это количество информации, собираемой в ходе сессии. Например, если ребенок не проходит скрининг, это еще не доказывает наличие тугоухости, и не определяет степени снижения слуха в настоящий момент, а также не устанавливает, является ли снижение слуха постоянным или временным. Полная диагностика, как правило, дает ответы на эти вопросы. Полная диагностика занимает больше времени и требует более тесного взаимодействия с младенцем. Как правило, это более интенсивный тест ABR с использованием различных раздражителей. Для перекрестной проверки результатов ABR проводится OAE. Для успешного проведения этого исследования ребенок должен спать более 45 минут.
Если у ребенка обнаружено снижение слуха, что делать дальше?
Способность ребенка к компенсации потери слуха будет зависеть от типа и степени потери слуха.
Тип потери слуха определяется причиной повреждения органов слуха. Существует два основных вида нарушения слуха, проводящее снижение слуха и сенсоневральное снижение слуха.
Проводящее снижение связано с проблемами во внешнем или среднем ухе. Это вид тугоухости, возникает вследствие инфекции в среднем ухе или пороков развития уха и связанных с ними структур. Как правило, такие повреждения корректируются медикаментозным лечением или хирургическим вмешательством.
Иногда, проводящее снижение слуха не может быть исправлено хирургическим методом. В этом случае для коррекции слуха успешно используются слуховые аппараты.
Нейросенсорное снижение слуха указывает на проблемы во внутреннем ухе или на проблемы с ушным нервом (слуховым нервом). Такого рода снижение слуха, как правило, не лечится. В таких случаях для коррекции слуха используются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты.
Степень снижения слуха может варьироваться от легкой до абсолютной. Если потеря слуха обусловлена проводящим снижением слуха или нейросенсорным снижением слуха, или их сочетанием, и не может быть вылечена, то следующим шагом будет подбор слухового аппарата для ребенка. Отоларинголог поможет выбрать и настроить слуховой аппарат в соответствии со степенью потери слуха ребенка, и будет следить за развитием ребенка в ходе регулярных обследований.
Большое значение в дополнение к раннему медикаментозному или хирургическому лечению потери слуха играет участие родителей. Родители должны следить за развитием ребенка, содействовать и поощрять использование слуховых аппаратов и других терапевтических средств, которые призваны помочь ребенку стать внимательным слушателем и собеседником. Исследование показало, что существует общий знаменатель успешного развития слабослышащих детей — это готовность родителей помогать ребенку.
//www.medicinenet.com/newborn_infant_hearing_screening/article.htm
Каждый новорожденный малыш еще в роддоме должен пройти ряд анализов и комплексный осмотр нескольких врачей. Такие меры принимаются, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо патологий у ребенка. С некоторых пор обязательным стал и аудиологический скрининг. Давайте разберемся, почему это обследование необходимо.
Что такое скрининг новорожденных и что он включает?
В первые дни жизни малышу показан осмотр врача-неонатолога и комплексный неонатальный скрининг. Это нужно для выявления наследственных патологий и других аномальных явлений на самых ранних этапах жизни ребенка. Чем быстрее обнаружатся какие-нибудь отклонения, тем эффективнее лечение. В массовое исследование новорожденных малышей входят следующие этапы диагностики:
- неонатальный скрининг (анализ крови);
- аудиологический скрининг новорожденных;
- УЗИ-скрининг;
- осмотр специалистами (невролог, окулист, хирург, ортопед).
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: скрининг новорожденных: что это такое и для чего он нужен?
Что такое аудиологический скрининг?
Если анализ крови – привычное явление, то аудиологический скрининг часто пугает родителей новорожденного малыша. На самом деле эта процедура проста и не должна вызывать никаких опасений.
Аудио скрининг – обследование, призванное выявить патологии органов слуха при помощи специального прибора. Разберемся подробнее, что собой представляет данная процедура.
Зачем делать обследование слуха у новорожденных?
Отнестись к аудиологическому скринингу следует серьезно, ведь наиболее эффективно нарушения слуха у деток поддаются лечению в первые полгода жизни. Именно возможность слышать звуки впоследствии определяет способность понимать речь и учиться разговаривать. Несвоевременно выявленные патологии могут привести к полной глухоте ребенка, вот почему важно не пренебрегать этим обследованием и его результатами.
По правилам скрининг проводится дважды: впервые на третьи-четвертые сутки после рождения малыша, а затем – спустя 4-6 недель. Повторное обследование может и не понадобится, если результаты первого скрининга удовлетворительные. Особенно важно исследование слуха у недоношенных деток и малышей с соматическими заболеваниями, так как у них достаточно высок риск возникновения нарушений слуха и слуховой нейропатии.
Проведение процедуры
Процедура проводится на 3-4 сутки жизни малыша, она абсолютно безвредная для младенца, неинвазивна, безболезненна и не имеет никаких противопоказаний. Врач неонатолог, используя небольшой прибор для исследования, производит автоматическую регистрацию отоакустической эмиссии. Устройство представляет собой специальный зонд с маленьким телефоном и высокочувствительным микрофоном.
Желательно проводить процедуру между кормлениями, когда ребенок спокоен или спит. Чтобы успокоить малыша, ему можно дать пустышку, но в момент скрининга ее нужно вынуть изо рта, так как сосание создает дополнительные шумы. Для точности результатов вся процедура должна проходить в полной тишине.
Микрофон или обтуратор (специальный зонд с ушным вкладышем) вводят в наружный слуховой проход малыша. К зонду присоединен прибор, выполняющий две функции: подача звуковых импульсов разной частотности и регистрация отоакустической эмиссии. Что такое отоакустическая эмиссия? Это звук, который генерируют волосковые клетки улитки (рецепторы слуховой системы). В ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, а монитор прибора фиксирует реакцию рецепторов. Каждое ухо диагностируется поочередно.
Врачи отмечают несколько разновидностей исследования:
- Скрининговая отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – общее обследование, стандартаня диагностика слуха ребенка в роддоме.
- Клиническая ОАЭ – более детальное исследование, которое проводится врачом-сурдологом. Как правило, назначается деткам с отрицательной первичной ОАЭ.
- Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – этот метод является альтернативой ОАЭ, его также назначают новорожденным, но он позволяет получить более точные данные, чем в случае с отоакустической эмиссией.
- Объективная компьютерная аудиометрия или ASSR-тест. Данную методику зачастую используют в дополнение к КСВП в случаях, когда у ребенка уже диагностированы нарушения слуха. Компьютерная аудиометрия позволяет наглядно увидеть пороги слуха по основным частотам.
Как оценить результаты скрининга?
Результат обследования можно увидеть сразу на мониторе прибора: «Прошел» (Pass) или «Подлежит направлению» (Refer).
Результат Refer означает, что прибор не выявил колебаний волосковых клеток, из чего следует, что есть нарушения слуха. Ребенок с таким результатом должен получить направление к специалисту сурдологу для дальнейшей коррекции слуха, но паниковать в любом случае не стоит – результат «Подлежит направлению» не обязательно значит, что у ребенка тугоухость или другие проблемы со слухом.
Часто случается так, что при повторном обследовании никакие патологии не обнаруживаются. Врачи объясняют это по-разному, нередко отрицательный результат при первом аудиологическом скрининге может возникнуть из-за родильных масс, которые еще не успели выйти из ушных проходов малыша или по ряду других причин. Повторное обследование проводится через 4-6 недель после первого. Если результат вновь оказался отрицательным, малыш получит направление в сурдологический кабинет для более полного обследования и дальнейшего лечения.
Дети, нуждающиеся в дополнительном обследовании
Если кроха не прошел тест дважды, его осматривает отоларинголог. Именно он направит малыша в сурдологический центр, где ребенку будет проведено расширенное обследование. Это лучше сделать до момента, когда карапузу исполнится 3 месяца.
Врачи выделяют следующие факторы риска по тугоухости и патологиям слуха у новорожденных деток:
- отягощенная наследственность – нарушения или полное отсутствие слуха у близких родственников;
- частые токсикозы при беременности;
- вирусные или инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности;
- недоношенность ребенка, низкая масса тела при рождении;
- переношенная беременность;
- асфиксия новорожденного в родах (подробнее в статье: асфиксия новорожденного);
- резус-конфликт и т.д.
Дети из вышеперечисленных категорий должны в обязательном порядке проходить глубокое аудиологическое обследование. Они наиболее подвержены риску патологий органов слуха.