Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.
Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?
Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.
Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Содержание
- Чем можно поощрять ребенка?
- Родительские ошибки при поощрении детей
- Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
- Можно ли поощрять ребенка деньгами?
- Как правильно поощрять детей? Формы поощрения
- Поощрение как метод воспитания детей
- За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?
- Какие возможны формы поощрения детей?
- Чем можно поощрять детей в семье?
- О методах поощрения детей в современных семьях (статья – 2)
- Меры и виды поощрения детей
- Почему это важно?
- Виды
- Подарки = покупки?
- Ошибки
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
- Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
- Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
- Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.
Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность. ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Как правильно поощрять детей? Формы поощрения
Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?
Поощрение как метод воспитания детей
Поощрение — одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.
Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.
Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:
— Лева! — умоляет мать плачущего малыша, — ну замолчи, я дам тебе конфетку.
В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:
— Мама, — спрашивает он, — будут мне подарки ко дню рождения?
— Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
— Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
— А для чего тебе?
— Если не будут, зачем хорошо себя вести?
Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.
За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?
Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.
За одни способности поощрять не следует — это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,
Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.
Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой — потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий— из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?
Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого — оно быстро ему надоест; хвалите его чаще— он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение — не обязанность его, а заслуга.
Какие возможны формы поощрения детей?
Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове—и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.
Более высокая ступень одобрения — похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».
Похвале можно придать разные оттенки:
- Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
- Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
- Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».
Важная форма поощрения детей — выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» — или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.
Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.
Чем можно поощрять детей в семье?
В семье допустимо поощрять детей и в форме награды — подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.
Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования — более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.
Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.
Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.
Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».
Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.
В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей — прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.
Рекомендации кандидата педагогических наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год
О методах поощрения детей в современных семьях (статья – 2)
Поощрение родителями действий и поступков ребенка в разные возрастные периоды детства оказывает влияние на формирование базового чувства самопринятия, также значительно влияет на развитие познавательных способностей и личностных структур, в частности, на развитие творческого мышления, уровень притязательности, самооценки, самосознания, самоуважения, волевых качеств, интересов и др. Поощрение ребенка в детские годы в дальнейшем выполняет функцию нравственного выбора, морального регулирования поведения, является основой реализации принятых им решений, совершенных действий и поступков.
Воспитание человека – длительный процесс. Он проходит беспрерывно и условно делится на этапы (возрастные периоды). Каждый этап – это шаг на пути социального становления и взросления личности. Нами были выявлены методы поощрения ребенка на каждом возрастном этапе по представлению студентов – будущих педагогов.
Студентам педагогического вуза были заданы следующие вопросы: как и за что следует поощрять ребенка в раннем возрасте, дошкольном, младшем школьном, подростковом и в старших классах? Контент-анализ позволил выделить как традиционные, так и редко встречающиеся: словесное поощрение, тактильный контакт, подарки, сладости, одежда, чтение сказки на ночь, прогулки, поездки и путешествия с родителями, игра за компьютером, гуляние и общение с друзьями, денежное вознаграждение, участие родителей в занятиях по интересам (хобби, увлечения), выполнение желаний ребенка.
Результаты представляем линейно: раннее детство (от 1 до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность – старшеклассники.
До трех лет (ранний возраст) у ребенка формируется активный познавательный интерес к внешним событиям и людям. В кругу семьи формируется общий интеллект, кругозор, т.е. начинает формироваться направленность личности, которая должна подкрепляться внешними стимулами, вызывающими радость. Психологи, педагоги указывают на важное условие счастливого детства – это радость от собственных достижений, успехов, действий, поведения.
Проведенное исследование позволило определить содержательные аспекты (за что поощрять?) и распространенные методы поощрения (как поощрять?) в раннем детстве. Студенты считают, что от 1 года до 3 лет ребенка нужно поощрять «за появление новых слов, правильно сказанное слово, первые шаги, хорошее поведение, собранную пирамидку, занятия с игрушками, за умение самостоятельно одеться, хороший аппетит, за то, что сам поел, сходил на горшок, убрал игрушки». Обобщая полученные высказывания, отмечаем, что все значимые психологические новообразования этого возраста заслуживают поощрения.
Самым распространенным методом поощрения детей от 1 до 3 лет студенты определили словесное поощрение – похвалу, следующим в иерархии методов поощрений выделяется тактильное поощрение, т.е. ласка, объятия, поцелуи. Примерно такое же значение придается подаркам, в основном перечисляются игры и игрушки. «Сладкие» подарки менее значимы как метод поощрения, но все же называются студентами. В единичных случаях студенты указывали на такие средства поощрения, как покупка одежды, прогулки, чтение сказки на ночь.
В дошкольном возрасте (3-6 лет), по мнению студентов, важно поощрять детей «за их творческие способности и поделки, сделанные своими руками (рисунок, аппликация), за помощь взрослым, за помощь младшему брату/сестре, за хорошее поведение в детском саду, за выученное стихотворение, за выполнение порученных заданий и просьбы родителей, за то, что спал во время сончаса в детском саду, за убранную постель, за умение самостоятельно одеться, за то, что до поступления в школу научился читать и считать, за добрые поступки, за проявление самостоятельности (кушать, одеваться, убирать за собой игрушки)». Обобщая приведенные примеры студентов, выделяем следующие сферы: творческая деятельность, интеллектуальные способности, навыки самообслуживания, примерное поведение и оказание помощи людям.
Распределение иерархии методов поощрений в дошкольном возрасте примерно такое же, как и в предыдущем возрастном периоде: словесное поощрение, тактильный контакт, подарки, «сладости», прогулки и поездки.
В младшем школьном возрасте детей следует поощрять «за успехи в учении, желание учиться, хорошие оценки, старание в учебе, вымытую посуду, выполнение творческой работы, вежливое и культурное поведение в школе, нравственные поступки, послушание и примерное поведение». Если обобщить высказывания студентов, то получается четыре содержательные сферы, которые достойны поощрения: учеба, поведение, творческая деятельность и бытовые обязанности.
Иерархия методов поощрения выглядит следующим образом: словесное поощрение, подарки, прогулки, поездки, походы, совместные игры и общение с друзьями.
В подростковом возрасте поощрять следует «за достижения в учебе, хорошую учебу, за оценки, за добросовестное отношение к учебе, за хорошее окончание учебного года, помощь по дому, помощь родителям, хобби, личные достижения в области интересов (олимпиада, конкурсы, соревнования), за успехи в спорте, за хорошие манеры в поведении». Обобщая мнения студентов, выделяем сферы, за которые следует поощрять подростков: достойная учеба, хобби и интересы, бытовые обязанности, поведение. Кроме того, были получены единичные ответы от студентов, удивившие нас. Отдельные студенты считают, что поощрения заслуживают те подростки, которые «не прогуливают учебу, не грубят, не курят и не имеют других вредных привычек».
Для подростков также остается самым распространенным словесное поощрение, вторую позицию в иерархии занимают подарки и денежное вознаграждение, на третьем месте – прогулки и общение с друзьями.
Отдельной возрастной ступенью мы выделили раннюю юность – период старших классов. Как считают студенты, старшеклассников следует поощрять «за хорошую учебу, за самостоятельность в принятии решений, за достижение целей, за увлечение спортом, за помощь по дому, за серьезное отношение к подготовке к экзаменам, за ответственные и сознательные поступки, за добросовестный труд, за нравственные поступки по отношению к окружающим людям, за стремление к самосовершенствованию, за стремление хорошо учиться, за выполнение обязанностей, за участие в общественной жизни школы». Обобщая приведенные высказывания, выделяем сферы, заслуживающие поощрения старшеклассников: учеба и отношение к предстоящим экзаменам, бытовые обязанности, целеустремленность, поведение, хобби и интересы.
Для старшеклассников по-прежнему остается самой распространенной формой поощрения – словесное, вторую позицию в иерархии занимают подарки и денежное вознаграждение, на третьем месте – прогулки и общение с друзьями.
Настоящие студенты – бывшие выпускники школ, поэтому мы поинтересовались, как их поощрили некоторые родители за успешное окончание школы, хорошую сдачу ЕГЭ, поступление в вуз. Обращаем внимание на слово «некоторые» родители, т.к. часть наших студентов не считает, что за естественные жизненные события, такие как окончание школы, сдача ЕГЭ, дальнейшая учеба школьники должны поощряться и вознаграждаться. В подобных ответах мы наблюдаем социальную зрелость выпускников школ. И все же некоторые студенты поделились воспоминаниями о своих подарках; ответы были следующего содержания: «за хорошо сданные экзамены мне подарили драгоценное украшение», «за достижения в учебе я получила деньги и словесное одобрение», «за сдачу экзаменов и поступление в вуз подарили модные часы», «оплатили желанную фотосессию», «за успешную сдачу экзаменов родители отпустили меня с друзьями на целую неделю на Байкал», «за зачисление в вуз на бесплатное обучение подарили желанный телефон», «после зачисления в академию меня наградили поездкой на море», «после окончания школы мне и моей подруге родители вручили путевки за границу».
Сравнительный анализ выявленных методов поощрения в разные возрастные периоды показывает, что словесное поощрение занимает лидирующую позицию в иерархичной системе методов поощрений, но имеет тенденцию снижения от раннего к юношескому возрасту.
Подарки являются не меньшим средством стимулирования действий и поступков детей и подростков, имеют такую же тенденцию снижения значимости от дошкольного до юношеского возраста. В подростковом и юношеском возрасте, кроме подарков, желаемым средством поощрения становится денежное вознаграждение и поощрение.
Третье место во всей системе иерархии поощрений занимают прогулки, походы, сначала со взрослыми, а с подросткового возраста сменяются гулянием и общением со сверстниками и друзьями. Путешествия и поездки с родителями являются особо ценным методом поощрения детей.
«Сладкие» подарки и тактильное поощрение (объятия, поцелуи, поглаживание, похлопывание и др.) имеют значимость только в раннем и дошкольном возрасте, которая снижается от раннего детства к юношескому периоду.
Кроме того, родителям важно знать, что их дети разные по типу восприятия и способу переработки информации. Ученые выделяют три основные модальности восприятия: аудиальная (получение информации в большей степени через слуховой анализатор), визуальная (получение большей части информации через зрительный анализатор), кинестетическая (получение информации через обоняние, осязание, движение, тактильные ощущения).
Учитывая различные модальности восприятия, поощрять и хвалить детей можно по-разному: обнять, погладить по голове, купить билет в театр.
Дети-визуалы организованы и ориентированы на внешний вид, поэтому их можно поощрить грамотой, медалью, сделать яркую поздравительную газету или открытку, подарить фотографию в красивой рукодельной рамке.
Детям-аудиалам важно слышать слова-поощрения, одобрение, благодарение, поэтому их нужно хвалить вслух, рассказывать истории о них самих (их хобби, мечты, поступки, о постановке цели и ее достижении). Более ценной является похвала, высказанная перед членами семьи, друзьями, сверстниками, классным коллективом. Если вручается медаль (даже самодельная) или грамота, то эти дети особо будут рады от речевого сопровождения вручаемого подарка или награды.
Дети-кинестетики испытывают особую радость от тактильного контакта, им важно чувствовать ласку, поэтому их важно обнять, поцеловать, погладить, пожать руку, похлопать по плечу, показать жестом «Здорово!». Подарок должен быть приятный на ощупь (мягкий, пушистый, гладкий).
Анализ литературы и полученные результаты исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций по применению методов поощрения в семье:
- Система поощрений в семье должна быть продуманной и последовательной. «Хорошее» поведение, «хорошие» поступки и достижения ребенка нужно замечать, иначе ребенок будет привлекать к себе внимание «плохими». С другой стороны, одобрение и поощрение не всегда бывают полезными. Нет ничего хорошего в том, если ребенок за незначительный успех ждет награды.
- Система поощрений в семье должная учитывать возраст ребенка; то, что будет значимым для дошкольника, может не оказывать стимулирующего эффекта для подростка. Младшие школьники и подростки особенно чувствительны к родительскому мнению, для них значимы оценки их поступков и поведения.
- Система поощрений должна быть различной и гибкой в зависимости от значимости поведения и достижения ребенка. Родители должны знать, в каких случаях они будут поощрять ребенка, а в каких ситуациях примут его поступок как само собой разумеющееся. В любом случае родители не должны быть безразличными к взглядам, увлечениям детей, их действиям и поступкам.
- Хороший эффект дают косвенные поощрения, т.е. в разговоре с другим человеком (по телефону, в другой комнате, чтобы ребенок слышал) сказать добрые слова о ребенке, выразить гордость за его поступки, успехи.
- Поощрения должны «работать», создавать дополнительную мотивацию, чтобы ребенок руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
- Выбирая методы поощрения, родители должны знать его личностные особенности, т.к. в одобрении особо нуждаются несмелые и неуверенные дети. Одобрение и похвала помогают им чувствовать себя самостоятельными и способными.
- При поощрении следует учитывать индивидуальные особенности. Если ребенку что-либо дается с трудом, то не нужно ждать конечного результата, в этом случае нужно поощрить авансом – за его прилежание и старание, тем самым укрепляя веру в собственные силы.
- Педагоги и психологи рекомендуют хвалить ребенка с утра и на ночь. Утром, чтобы создать «ситуацию успеха» на целый день, вечером, чтобы ребенок расслаблялся и засыпал в хорошем настроении.
- Если в семье несколько детей, то родители должны соблюдать принцип справедливости, чтобы не вызывать ревностное отношение между сиблингами.
- Применяя методы поощрения, родителям желательно помнить о ведущих модальностях восприятии (визуал, аудиал, кинестетик).
- Денежное вознаграждение можно использовать для того, чтобы ребенок учился разумно им распоряжаться. На первых порах родители должны обсуждать вопрос траты денег.
- Грамотное и эффективное поощрение ребенка создает благоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Не надо сравнивать своего ребенка с другими, полезнее хвалить его, выбрав в качестве сравнения его собственные достижения и неудачи: «Сегодня ты выполнил упражнение намного аккуратнее, чем вчера, и этим ты меня порадовал».
- Можно включить в рекомендации для родителей их личный пример и проговаривание вслух о своих «хороших» поступках, действиях, достижениях.
Примечание: материал опубликован:
Ключникова Е.О. Будущий педагог изучает методы поощрения детей в современных семьях / Е.О. Ключникова, Н.В. Заиграева // «Научное сообщество студентов XXІ столетия. Гуманитарные науки»: сборник статей по материалам XXІІІ студенческой международной научно-практичекой конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. — №8 (23). – С.57-65.
Меры и виды поощрения детей
Поощрение положительных поступков позволяет вырабатывать у ребенка правильное поведение. Иногда взрослые люди считают, что так они «покупают» расположение малыша. На самом деле, поощрение — это важная часть воспитательного процесса.
Почему это важно?
Дети рождаются с нулевыми социальными навыками. Только под воздействием внешней среды у них формируются представления о мире, в том числе и о границах допустимого поведения. Говорить малышу «плохо» или «хорошо» не особо результативно, так как абстрактные понятия ему не понятны.
Поэтому поощрения и наказания являются действенными способами оценки поведения ребенка. С их помощью малыш понимает, как поступать можно, а как нельзя. Но тут не все так просто. Переизбыток похвалы приведет к избалованности. Недостаток — к черствости и неполноценности.
Хвалить можно за хорошие поступки, выполнение просьб, указаний. Поощрение может служить отличным мотиватором к действиям. Детям дошкольного возраста важно объяснить: хорошее отношение можно заслужить определенными поступками.
Виды
Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.
Виды:
- Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
- Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
- Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.
Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.
Подарки = покупки?
Сложнее всего дело обстоит с материальным поощрением. Давать деньги дошкольнику нет смысла. Он не воспринимает их в полной мере и не ценит. Легче использовать покупку игрушек или других вещей. Но тут можно использовать одну хитрость.
На стену вешается ватман. Родитель чертить ряд клеточек и сверху подписывает дату. При хорошем поведении малыш получает наклейку, когда он соберет определенное количество, то получает подарок. Важно чтобы цель была сложно достигаемой. Какой смысл ребенку стараться получить конфету, если они свободно лежат в вазе? Никакого. Поэтому нужно выбирать то, что малыш не имеет возможности взять.
Ошибки
Родители не являются профессиональными педагогами и поэтому они не всегда правильно поступают. Нельзя дарить подарки или ласкать ребенка только в обмен на что-то — это формирует товарно-денежный подход. Иными словами, говорить: «Я буду обнимать тебя только за хорошее поведение» неправильно.
При похвале нельзя сравнивать достижение ребенка с другими малышами. Не стоит высказывать: «ты убрал комнату, а у Маши всегда чисто». Так родители только обесценивают поступок дошкольника.
Важно помнить: оценивают поступок, а не личность ребенка. Помимо поощрений нужно применять и наказания. Только тогда получится вырастить полноценную личность.