Содержание
- Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога
- Почему дети матеряться
- Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
- Дошкольный возраст
- Школьный возраст
- Подростковый возраст
- Не допускайте ошибки
- Простые приемы на каждый день
- Делаем выводы
- Почему дети ругаются матом? Как объяснить ребенку что нельзя ругаться матом? Как отучить ребенка ругаться матом?
- Почему дети ругаются матом
- Как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом
Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога
20 июля 2018 Аверьянова Света
Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?
Почему дети матеряться
Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:
- не учтены возрастные особенности;
- невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
- общая педагогическая запущенность;
- особенности формирования детской личности.
Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.
Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.
Вербальная самозащита
Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.
Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.
В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?
Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.
Родительская невнимательность
Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.
Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.
Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.
Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.
Возрастная психология
Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:
- В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
- К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
- Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.
Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.
Замечание педагога.
Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.
Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.
И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.
Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.
Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.
Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.
Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.
Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.
Я – сам, и я – как вы!
В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.
Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.
Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.
Дошкольный возраст
В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.
Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.
Речевой навык
Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.
Слова-связки
Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.
Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.
Манипуляции
Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.
Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?
В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.
«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.
Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.
Прием 1.
Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.
Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.
Прием 2.
Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.
Школьный возраст
Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.
Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.
Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.
Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.
Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».
На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть.
Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.
Подростковый возраст
Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:
- директивные запреты;
- гиперконтроль;
- строгие наказания, ограничения, лишения;
- ультиматумы;
- скандалы.
Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.
Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.
Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.
Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Педагогический климат
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
Будьте целеустремленными
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Стыд – плохой помощник
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
- Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
- Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
- Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Простые приемы на каждый день
Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.
- Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
- Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
- Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
- Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
- Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
- Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
- Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
- Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
- Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
- Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
- Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
- Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
- Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
- Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
- Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
- Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.
С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.
Делаем выводы
Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:
- приверженность общей культуре и ее требованиям;
- приемы в соответствии с возрастом детей.
Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.
В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.
С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_materitsya.html
Почему дети ругаются матом? Как объяснить ребенку что нельзя ругаться матом? Как отучить ребенка ругаться матом?
К сожалению, сегодня матерные слова и выражения прочно засели в лексике многих людей. Потому представить современную языковую культуру без сквернословия довольно сложно. Однако, несмотря на это, употребление мата все же считается проявлением дурного тона и невоспитанности, а в некоторых ситуациях и вовсе считается совершенно недопустимым. Так уж сложилось, что в повседневной жизни на сквернословие со стороны взрослых людей окружающие часто закрывают глаза. Зато мат из уст ребенка любого возраста всегда рассматривается как серьезная проблема. Конечно, в первую очередь, «некрасивые» слова становятся причиной беспокойства родителей. Здесь-то они и начинают задаваться вопросом, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом.
Почему дети ругаются матом
Принято считать, что в большинстве случаев ребенок приобщается к «матерной культуре» с подачи родителей. То есть, если мама или папа имеют привычку регулярно прибегать к «крепкому словцу», то малыш с самого детства начинает воспринимать это как норму. Так что, появление матерных слов в лексиконе крохи будет вполне предсказуемым явлением.
Тем не менее, это далеко не единственная причина, почему дети ругаются матом. Согласитесь, нередко бывают случаи, когда мат начинают использовать малыши, чьи родители совсем не склонны к употреблению «нехороших слов». Оказывается, что существуют вполне конкретные причины, почему дети ругаются матом на том или ином этапе взросления. На них мы и остановимся подробнее:
- 2-5 лет. В этом возрасте ребенок использует матерные слова неосознанно, как правило, даже не зная, что они означают. Тут все происходит исключительно по схеме подражания: малыш слышит – малыш повторяет. На этом этапе первостепенную роль играют уже упомянутые ранее разговорные привычки родителей и ближайшего окружения ребенка. Вины же крохи здесь нет абсолютно, ведь подражание в таком возрасте – неотъемлемая часть детского развития. Так что, папе и маме в этом случае, стоит в первую очередь обратить внимание именно на чистоту своей собственной речи.
- 5-7 лет. На данном этапе дети уже начинают понимать, что ругаться матом – нехорошо и неприлично. А сквернословят в этом возрасте они обычно, скорее, в знак протеста. Чаще всего, это своеобразный бунт против принятых правил. Ведь именно в 5-7 лет дети осознают, что их поведение ограничено довольно жесткими рамками. При этом значение матерных слов им чаще всего неизвестно. Для малышей это лишь средство показать, что они не хотят подчиняться установленным нормам поведения.
- 8-12 лет. Ребенок начинает понимать, в чьем присутствии можно сквернословить, а в чьем – нет. В этом возрасте дети обычно используют матерные слова среди своих сверстников. Так они пытаются самоутвердиться в коллективе, показать свою самостоятельность и «взрослость». Чаще всего это помогает им чувствовать себя более уверенно. В присутствии же родителей и других взрослых дети такого возраста избегают употребления бранных слов.
- 12-14 лет. Этот период можно отнести к пресловутому переходному возрасту. Именно на него обычно приходится «пик сквернословия». Объясняется это тем, что на данном этапе жизни мировоззрение и весь внутренний мир ребенка кардинальным образом меняется. В чем-то это связано с гормональной перестройкой организма, а в чем-то с особенностями становления психики. Так или иначе, ребенок сталкивается с многообразием эмоций, многие из которых он ранее не испытывал. Вместе с этим у подростка возникает острая необходимость выплеснуть их наружу. Тут-то на помощь и приходят матерные слова. Ведь, как ни печально это признавать, зачастую именно ругательства носят максимально яркую эмоциональную окраску. Правда, стоит оговориться, что далеко не все дети этого «проблемного» возраста выбирают такой способ высвобождения своих эмоций. Многие начинают активно заниматься спортом, интересоваться отношениями с противоположным полом, находят новые увлечения и хобби. В любом случае, с течением времени необходимость использования матерных слов постепенно отпадает. Это происходит ввиду культурного и эмоционального развития подростка: ему просто становится недостаточно такой формы выражения своего «Я».
Таким образом, каждому этапу взросления ребенка свойственны те или иные особенности, которые и определяют причины детского сквернословия. Для родителей очень важно знать об этом, чтобы как можно лучше понимать свое чадо. Кроме того, осознание причин, по которым ребенок прибегает к ненормативной лексике, поможет подобрать наиболее оптимальные пути решения вопроса, как отучить ребенка ругаться матом.
Как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом
Разобравшись с причинами детского сквернословия, родителей еще больше начинает волновать, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом. Как и в любых других проблемах, касающихся психологии человека, единого решения здесь нет и быть не может. Все потому, что каждый ребенок абсолютно уникален. А это значит, что в данной ситуации, скорее всего, придется искать подход конкретно к вашему чаду. Тем не менее, можно сформулировать несколько рекомендаций, как отучить ребенка ругаться матом. Они помогут сделать первые шаги на пути к решению существующей проблемы.
- Всеми способами старайтесь избегать употребления нецензурных слов в присутствии ребенка. Можно сказать, что это «золотое правило» для всех родителей. Даже если вам кажется, что в данный момент кроха занят своими делами и вас не слушает. Помните: мозг малыша – как губка, «впитывает» всю информацию, получаемую из окружающего мира. Кроме того, желательно предупредить всех своих знакомых о том, что в вашем доме не принято ругаться. Это правило должно работать буквально с первых дней жизни ребенка.
- Если вы впервые услышали матерное слово от своего чада, постарайтесь проигнорировать это «событие». Посмотрите, как ребенок себя поведет. Всеми известный психолог и физиолог Павлов утверждал, что если родители и окружающие не станут акцентировать внимание на подобных «выходках», то привычка не сформируется. К слову, это правило касается и других нежелательных форм детского поведения: привычки грызть ногти, плеваться, показывать некультурные жесты. В случае если ребенок сказал то или иное слово осознанно, вполне вероятно, что он ожидал какой-либо реакции на это. Когда ее не наблюдается, он просто теряет интерес к такому способу привлечения внимания.
- Не стесняйтесь объяснять малышу значение матерных слов. Как говорилось ранее, до определенного возраста ребенок не понимает, что плохого в нецензурных словах и почему именно их нельзя использовать в общении. Расскажите, как другим людям обидно слышать подобные выражения, тем более от такого хорошего мальчика или девочки. Возможно, узнав смысл произносимого, малыш и сам поймет, что ругаться плохо и некрасиво, и проблема хотя бы на некоторое время отпадет сама собой.
- Если матерное слово было сказано ребенком при посторонних, не торопитесь сразу же ругать малыша. Конечно, удержаться бывает сложно. Но лучше все же перетерпеть, сделав вид, что вы не заметили. Уже потом вы можете вернуться к этой теме «на холодную голову» и провести с крохой воспитательную беседу. Иначе, обнаружив, что вы так бурно реагируете на его слова при посторонних, ребенок превратит матерные слова в способ манипуляции вами.
- В случае если вы заметили, что ребенок использует матерные выражения для выхода агрессии, когда его кто-то обидел или оскорбил, научите кроху справляться со своими чувствами. Для взрослого человека кажется само собой разумеющимся, что порой нужно «стиснуть зубы» и перетерпеть нахлынувшую злость, или же отвлечься на какое-нибудь сложное дело, которое полностью займет ваше сознание. Ребенок же, в силу недостаточности опыта, еще не умеет справляться со своими эмоциями. Поэтому, когда он видит, что некоторые взрослые используют для этого нецензурную лексику, он начинает думать, что это единственный способ выплеснуть свои чувства. Родителям же очень важно знать, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом. Нужно рассказать, как еще можно побороть агрессию и что сквернословие тут не самый лучший метод.
- Если ребенок начал употреблять матерные выражения в более позднем возрасте, предложите ему почитать словарь ненормативной лексики. Ведь иногда малыши испытывают интерес к мату, как к чему-то запретному. Возможность познакомиться поближе с такими выражениями может снизить эту заинтересованность.
- В качестве боле радикальной меры можно пригрозить ребенку не брать его на какие-либо мероприятия, аргументировав это тем, что он не умеет себя вести в общественных местах. Правда, здесь очень важно, чтобы подобные угрозы были не только на словах, но и реализовывались практически. Попробуйте оставить его дома, когда в следующий раз пойдете на каток или в парк аттракционов. Это послужит для него веской причиной пересмотреть свое поведение. Стоит уточнить, что правило это работает лишь с детьми старших возрастов, которые используют «нехорошие» слова осознанно. Только тогда они будут способны оценить причинно-следственную связь между своим поведением и такой мерой наказания.
Советы о том, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом, могут быть весьма действенными в борьбе с ненормативной лексикой в детском возрасте. Однако стоит помнить, что самый лучший способ предотвратить появление таких выражений в речи малыша – самим подавать достойный пример. Ведь именно в семье закладываются основные модели поведения крохи.
Что делать, если ваш малыш или подросток ругается матом? Психолог Софья Шокотько советует приемным родителям понять, в каких случаях это происходит?
1. Понять причину
В какой ситуации ребенок ругается матом? Как это бывает? Что происходит до того, что происходит после этого? Все зависит от нюансов.
Первый вариант – слова и фразы, к которым ребенок привык, вырываются у него «сами по себе». Может быть, ребенок находится в такой среде, где мат это обычный язык. Такое может быть у приемных детей, которые принесли с собой острые словечки из детского дома или интерната. Или, может быть, у них в школе мат – обычное дело. Дети могут просто не понимать, что такая речь не подходит для разговоров с родителями.
Софья Шокотько — экзистенциальный психолог, сертифицирована GLE International.
Второй вариант – ребенок хочет таким образом обратить внимание родителей на то, что он говорит. Это, к примеру, эмоциональные высказывания во время ссоры. Когда все идет нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.
Но когда ребенок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся – бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребенком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребенку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.
2. Больше времени проводить вместе
Привлекать наше внимание ребенок может и другими способами, делая что-то, на что родитель точно откликнется, это может быть, например, драка. Нельзя сказать, что ребенок это делает специально, намеренно, с заранее подготовленным планом. Это происходит, скорее, бессознательно.
Нужно посмотреть, достаточно ли внимания мы уделяем своему ребенку. Есть ли время, когда наше внимание принадлежит ребенку безраздельно? Может быть, это нужно делать чаще, организовывать для этого какие-то поводы, давать ему позитивный опыт разговора с родителем, особенно когда ребенок и родители занимаются вместе чем-то, что им обоим приятно.
Обсуждать проблемы лучше в спокойной обстановке. Фото — kidsintransitiontoschool.org
3. Сделать паузу в разговоре
Бывает, что ребенок, особенно подросток, таким образом отстаивает свои границы, сигнализирует: «Дальше я не могу».
В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся.
Нужно подумать о том, в какой момент возникло непонимание, может быть, вы настаивали на том, что важно для вас, а для ребенка не является ценностью, может быть, вы пытались как-то ребенка дисциплинировать, настаивали на каких-то правилах, которые ребенок не считает важными. Все это нужно обсудить с ребенком в более спокойной обстановке.
Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.
4. Переводить с его языка
Зачастую такие проблемы возникают с приемным ребенком, который попал в семью уже подростком. В этом случае нужно иметь в виду, что он пришел к нам из другого мира, он говорит на другом языке. С ним нужно быть очень аккуратным.
Иностранца невозможно сразу обучить всем премудростям, нужно начинать с азов. Нужно осознать, понять, что этот человек привык общаться иначе. Его способ выражения мыслей отличается от нашего.
Ребенок выругался, спрашивайте: «Возможно, ты хотел сказать вот это? Правильно ли я понял?» Затем нужно разъяснить: «Знаешь, я бы хотел с тобой разговаривать другими словами. Будь внимательнее, и я тебе в этом помогу».
5. Как быть со словами-паразитами?
Слова-паразиты: «блин», «елки-моталки» или что похуже дети обычно приносят с улицы или из детских учреждений. Иногда они вылетают эмоционально, причем даже у взрослых. Редко кто говорит: «Какая неприятность!», когда на ногу падает что-нибудь тяжелое.
Нужно договариваться с ребенком, но уделять особое внимание, акцентироваться на этом не нужно. Если устраивать показательные скандалы из-за произнесенного слова, то оно, скорее, закрепится в детском лексиконе.
Не надо драматизировать, не нужно вспыхивать. Скажите: «Знаешь, мне неприятно, когда так говорят. Старайся выражать эмоции по-другому».
6. Следи за собой, будь осторожен
А если вы сами выругались, нужно обязательно извиняться. Ребенок, если у него вырвалось грубое слово, должен говорить: «Прости меня, я нечаянно». Так же должен поступать и взрослый. Чтобы самому отучиться от резких эмоциональных слов, нужно отслеживать, на какой стадии закипания вы находитесь.
Если этот навык отработан, то взрослый может понять, что с ним происходит, и успеть выбежать из комнаты, где происходит ссора, прежде чем полетят злые слова и начнет биться посуда.
Некоторым помогает прогулка, к примеру, пару кругов вокруг дома в быстром темпе.
Если вы вспыхиваете моментально – это сложно. Бывает, что у взрослого возникает неконтролируемый гнев при некоторых действия или словах ребенка. Например, ребенок шмыгает носом (качает ногой, хрустит пальцами), а взрослый при виде этого моментально приходит в точку кипения. Такие реакции сильнее нас, да и быстрее.
Взрослому необходимо контролировать свои эмоции. Фото — i.dailymail.co.uk Image by © Sandra Seckinger/Corbis
Но чем чаще взрослый отвечает гневом, тем меньше шансов, что это прекратится. Нужно перестать реагировать вообще. Здесь нужна последовательная работа с самим собой. Часто это возникает из-за того, что мы-то сами уже отучились, например, грызть ногти, мы-то смогли себя выдрессировать, а ребенок – нет.
Обычно такие ситуации идут из детства. Реакция получается неадекватная. Например, нам в детстве запрещали плакать, и мы в таких ситуациях моментально впадаем в гнев и говорим уже своему ребенку: «Ты уже взрослый, а плачешь!» Это – автоматическая реакция. Нужно договариваться с нашим личным «чертиком», который выскакивает и вызывает гнев при некоторых обстоятельствах.
7. Спортивное предложение
В некоторых кружках и спортивных секциях существует штрафная система: «Пять отжиманий (рубль в общую копилку) за каждое вылетевшие матерное слово». Если по душе такая система, можно ее внедрить. Однако подобный договор не должен иметь характер штрафа.
Я ругаюсь – я плачу штраф, ты ругаешься – ты платишь штраф, затем идем, покупаем торт и вместе его едим. В идеале договор должен быть равноправным.
Но самое главное – борьба с нецензурной лексикой не должна портить ваши отношения с ребенком. Есть риск, что эта борьба обретет форму дрессировки, надзора за выполнением каких-то правил, и тогда будет потеряно самое важное – тепло в отношениях между родителями и детьми. В первую очередь нужно выстраивать отношения любви и доверия, а потом уже следить за выполнением каких-то правил.
Что делать родителям, если их ребенок матерится?
Вырастить ребенка, который никогда не слышал и не повторял матерных выражений, невозможно. Рано или поздно с этим сталкиваются все родители. Услышать нецензурщину ребенок может где угодно, даже если в семье используется только «стерильная» речь. Изолировать свое чадо от соседей, сверстников, телевизора, интернета не получится, да это и не нужно: человек – существо социальное. Что же делать бедным родителям, если их ребенок ругается матом?
Щекотливая ситуация
Да, ситуация не самая приятная. Но одно дело, когда двухлетка в присутствии щепетильной свекрови награждает нелестными эпитетами свои игрушки, а совсем другое – когда подросток откровенно посылает маму «в пеший эротический тур». И разница не только в наличии или отсутствии зрителей, но и, прежде всего, в возрасте сквернослова. От него зависят причины, по которым ребенок ругается матом, и линия поведения родителей. То есть, услышав от ребенка мат, нужно сначала разобраться, почему он это говорит, а затем решать, как исправить ситуацию.
Итак, возрастные причины нецензурной ругани следующие:
- Совсем маленький ребенок – в 2 или 3 года – чертыхается неосознанно. Сейчас активно развивается его речь, и потому он пробует каждое новое слово «на зубок». То есть просто проверяет – получается ли у него повторить то, что он слышит. Значит, где-то он услышал и эти вот «матюги» (которые, с точки зрения артикуляции, произносить даже в этом возрасте довольно просто). Смысл этих слов от него пока сокрыт.
- В 4–5 лет родители имеют дело с коварным маленьким хитрецом, прекрасно отдающим отчет в том, что он делает. И если такой ребенок матерится, то наверняка осознает, что это – плохо. Скорее всего, мат для него – еще одна уловка из его арсенала ухищрений, помогающих привлечь внимание старших (родителей дома или воспитателей в детском саду). В этом возрасте малыш прекрасно понимает: если на тебя не обращают никакого внимания, сделай гадость – и реакция последует тут же.
- Бывает, что малыши копируют лексику товарищей из детсадовской группы. Если кто-то из детей выражается таким образом, другие могут брать с них пример (точно так же некоторые дети начинают сюсюкать или шепелявить, подражая сверстникам, даже если до этого разговаривали четко). Либо же такой пример им подает кто-то из старших товарищей. Подражание старшим – естественная стадия развития человека.
- Дети старше 5 лет считают себя самостоятельными, взрослыми и независимыми. Поэтому могут браниться в качестве протеста против взрослых, чье поведение попирает эту самую независимость. Такой наивный бунт против несправедливости взрослого мира. Виноваты здесь почти всегда сами взрослые, которые в порыве воспитательного воздействия отпускают в адрес ребенка обидные обзывательства. Малышом они воспринимаются как доказательство его собственной ненужности для взрослых. Либо же дети привлекают внимание, чувствуя себя одинокими.
- Еще одна причина – интерес к собственной физиологии. Дети быстро понимают, что некоторые части тела часто называют «такими» словами, и начинают называть их так сами, считая эти названия правильными.
- У подростков мат чаще всего является способом самоутверждения в коллективе ровесников, способом заслужить авторитет.
Другие причины брани
Не всегда дети начинают материться в силу возраста – есть и более глубинные психологические причины.
- Неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Здесь ругательства воспринимаются ребенком как способ самоутверждения, повышения своего авторитета среди окружающих.
- Если ребенок робок и застенчив, нецензурная брань может выглядеть для него способом борьбы со страхом перед трудностями, возможностью доказать свою самостоятельность и могущество.
- Ребенок не умеет адекватно выражать сильные отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, сильное разочарование). Ругань помогает получить психологическую разрядку в таких случаях.
- Малыш просто копирует лексику родителей. Если дома взрослые не «фильтруют» свою речь, ребенок имеет перед собой именно такой ее образец. Даже случайно брошенная нецензурная фраза в семье, где «никогда ничего такого», будет услышана и моментально вписана в детский активный словарь. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – об этом всегда нужно помнить.
Не оставляйте детский мат без внимания. Игнорирование приведет к тому, что ребенок решит: сквернословие ему дозволено, плохого в этом нет. И перестанет стесняться в выражениях вообще, совершенствуя свой навык.
Не ошибитесь!
Выбирая стратегию поведения с ребенком-сквернословом, родителям очень важно не сделать еще хуже. Но, к сожалению, взрослые ошибаются довольно часто, усугубляя ситуацию вместо того чтобы исправить ее.
Чего делать точно не нужно?
- Бить по губам, заставлять есть соль или перец, мыть рот мылом. Это только еще больше снизит самооценку ребенка, нанесет психологическую травму и сделает вас его врагами.
- Просто запрещать выражаться таким образом, «потому что я так сказала», «потому что нельзя». Объяснять нужно обязательно. Иначе можно вызвать страх, обиду или желание говорить гадости назло.
- Потешаться, услышав детское сквернословие. Если ребенок увидит, что вас это забавляет, станет выражаться еще чаще, чтобы доставить вам радость.
- Выпытывать у малыша, кто его научил, откуда он взял эти гадкие слова. Не скажет, но вашу агрессию запомнит и отдалится.
- Ругать в присутствии посторонних. Малыш замкнется, озлобится и станет чаще ругаться – назло. К тому же, это психологическая травма: быть пристыженным публично.
- Пытаться оградить нежные ушки от любой возможности услышать мат. Это просто невыполнимо.
- Позволять себе выражаться в присутствии ребенка, одновременно запрещая это делать ему. Такой запрет не подействует!
Отучаем правильно
Как же отучить ребенка материться? Если он совсем мал – просто не отмечать эти слова как что-то ужасное, не заострять на них внимание. Как пришли они в детский лексикон, так и уйдут.
С детьми постарше придется потрудиться, но отучить можно и их, если действовать правильно.
Итак, что делать, чтобы исключить нецензурную брань из детского лексикона?
- Объясняйте, что есть слова хорошие и плохие. А маты – это признак невоспитанности, как поковырять прилюдно в носу или высморкаться на стол. Маты обижают других людей.
- Показывайте ребенку, что есть более приятные и положительные способы повысить самооценку и чего-то достичь, выделиться: спорт, учеба, творчество.
- Можно показать авторитетный пример человека, которого ценят и уважают окружающие, но он не матерится.
- Помогайте решать возникающие жизненные проблемы, не оставляйте его с ними в одиночестве – оно вызывает страх, растерянность, преодолеть которые ребенку помогает ругань.
- Приглашайте в гости ровесников ребенка, общайтесь с ними, подавая пример нормальной речи.
- Научите его выражать чувства с помощью адекватных слов, а не матерных, называть части тела цензурно.
- Объясните малышу, что когда он ругается, вам за него стыдно. Всегда громко извиняйтесь за его маты перед другими людьми, чтобы он понимал, что ставит вас в неловкое положение.
- Следите за тем, какие передачи он смотрит по телевизору, на какие сайты заходит.
- Не материтесь сами. Подавайте пример.
- Не обзывайте сына или дочь в моменты ваших ссор, не наказывайте физически.
- Старайтесь уделять своему чаду больше внимания, общаться, играть с ним.
Но и этими способами заставить ребенка вообще не употреблять бранных слов не получится. Так уж устроен человек. Главное, чтобы он четко понимал, в каких ситуациях и с кем этого делать категорически нельзя, а когда это не критично. Ведь мат – это не насилие, не кража, не убийство. Это одна из неотъемлемых (увы!) сторон нашей жизни. Нужно просто, чтобы ребенок не считал ее слишком значимой и положительной.
Что делать, если ребенок матерится. Советы психолога
Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких — и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?
Мифы о мате
В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.
Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде
Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.
К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.
Материться — аморально
Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.
Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.
Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.
Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами
Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.
«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.
Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.
Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.
Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса
Одно из самых распространенных заблуждений. Любой найдет слова, чтобы выразить мысль культурно, тем более что мат описывает достаточно узкую область жизни. А для связки слов в предложениях существует множество других слов-паразитов: «как сказать», «типа», «короче» или простое «э-э».
Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.
Мат — признак низкого интеллекта говорящего
Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.
Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.
Психологический смысл мата
Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.
Мат как угроза
Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат — промежуточная стадия перед нападением. Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого — тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих. А заядлым матерщинникам можно посочувствовать — неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.
Мат как символ доминирования
Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».
«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.
Мат как разрядка
Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны — ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.
Мат и чувство принадлежности
Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.
У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.
Мат и «тимбилдинг»
«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи. По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу. Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.
Если ребенок матерится
Отнеситесь к ситуации спокойно
Ребенок никого не ударил — а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное — и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.
Поймите, почему ребенок ругается
Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань — стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации — чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.
А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому — в ситуации боли или сильного гнева.
Найдите адекватный ответ
Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть — и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать. Если ребенок матерится из «вредности», ругать его — все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран. Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как — при учете интересов обеих сторон — решить проблему.
Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить — показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно. Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом. Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».
Чего делать нельзя
Не запрещайте мат просто так
То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого — да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.
«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв. А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего. Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.
Не обобщайте
Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).
Не делайте из мухи слона
Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.
Не стыдите ребенка прилюдно
Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице — не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих. Понятно, что родителям за ребенка стыдно — но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь. В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.