Содержание
- Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения
- Виды сочинений в разных классах средней школы
- Требования к ним
- Рекомендации родителям
- Как учесть возрастные особенности ребёнка
- Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
- Памятка «Как писать сочинение-рассуждение» (5 класс)
- Как писать сочинение 5 класс
- Шаблон как писать сочинение по русскому
- Памятка пишущему сочинение
- Сочинение на тему любимая сказка 5 класс, пример
Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения
Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.
Виды сочинений в разных классах средней школы
В школе учат писать сочинения разных видов
Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.
Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.
В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.
- По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
- По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
- По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
- По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.
Требования к ним
Сочинение должно соответствовать школьным требованиям к этому виду работ
Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:
- умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
- способность наблюдать, выделять нужную информацию.
- выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
- построение предложений по законам грамматики.
- умение составлять план будущего произведения.
- организация написанного в соответствии с планом.
- соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
Зачем нужен план
В сочинении обязательно должен быть план
Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога. Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.
Рекомендации родителям
Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло
Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:
- обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
- ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
- используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
- стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
- избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).
Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания
Как учесть возрастные особенности ребёнка
Прежде чем учить писать сочинения. научите ребёнка внимательно переписывать тексты
Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно. Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно. В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли. Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.
Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
После написания сочинение следует несколько раз перепроверить
Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.
По картине (жанр «описание»)
Итак, для создания сочинения по картине нужно:
- Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
- Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
- Написать план работы над сочинением.
- Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
- В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).
По произведениям литературы
Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.
- Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
- Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
- Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
- Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
- Пишем план нашего опуса.
- Делаем наброски текста.
- Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
- Пишем заключение.
На другие темы
Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.
С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:
- Вдуматься в тему.
- Выдвинуть гипотезы.
- Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
- Составить план.
- Записать мысли по плану.
- Чётко сформулировать выводы по теме.
Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение» (5 класс)
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»
-
В начале сочинения такого типа нужно сформулировать тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.
-
Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.
-
В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.
Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.
-
После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»
-
В начале сочинения такого типа нужно сформулировать тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.
-
Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.
-
В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.
Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.
-
После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»
-
В начале сочинения такого типа нужно сформулировать тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.
-
Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.
-
В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.
Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.
-
После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»
-
В начале сочинения такого типа нужно сформулировать тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.
-
Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.
-
В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.
Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.
-
После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»
-
В начале сочинения такого типа нужно сформулировать тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.
-
Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.
-
В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.
Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.
-
После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.
Сочинения писать и легко, и сложно одновременно. Простота состоит в том, что нужно просто излагать свои мысли. Сложность отражается в следовании определенным правилам при написании. Предлагаем ознакомиться с небольшими подсказками для написания сочинений.
Как писать сочинение 5 класс
- Для начальных классов легче даются сочинения повествовательного типа, когда детям необходимо пересказать сюжетные линии. Можно немного подключить описания, чтобы ребенок развивал наблюдательность.
- Вначале необходимо выделить основную информацию и осмыслить ее.
- Составить план сочинения.
- Подобрать подходящие слова для описания и построить предложения по грамматическим правилам.
- Внимательно перепроверить сочинение после написания.
Дополнительные советы:
- Не забывайте, что сочинения должно состоять из вступления, в котором кратко необходимо описать суть проблемы, основной части, где излагаются мысли и заключения, в котором подбиваются итоги и пишутся выводы.
- Выпишите на черновик первые мысли, которые пришли на ум после изучения темы сочинения.
- Стимулируйте мыслительную активность, постарайтесь погрузиться в тему, если она вам близка или расспросите у родных.
- Не бойтесь выдвигать гипотезы и фантазировать, но старайтесь не занимать этим все сочинение.
Шаблон как писать сочинение по русскому
- Вступление
- Формулировка основной проблемы (вопрос, над которым автор должен размышлять)
- Комментарий (пояснительные замечания и рассуждения по поводу проблемы: иллюстрации или пояснение значений)
- Авторская позиция (вывод, к которому автор подходит путем размышлений над проблемой)
- Отношение к авторской позиции и обоснование этого
- Выводы
Памятка пишущему сочинение
- Обязательно читайте произведение, по которому необходимо написать сочинение. Если вы будете писать о непрочитанном, учитель сразу это поймет.
- Узнайте историю создания произведения или факты из жизни писателя – это поможет сделать собственное сочинение более емким.
- Объясните название, идею и тему произведения.
- Выделите, какие основные проблемы хотел донести автор.
- Выделите основные части конфликта в произведении.
- Обозначьте, в чем особенность произведения.
- Напишите план.
- Не пересказывайте и не перегружайте текст цитатами.
- Каждая часть работы обязаны быть последовательной логически и соразмерной.
- Избегайте повторов и речевых штампов.
Сочинение на тему любимая сказка 5 класс, пример
Царевна-лягушка – довольно необычная сказка, актуальна и по сей день. Она показывает, что человек красив не лицом, а своими поступками. Эти истины подтверждаются в данной народной сказке.
Сыновья царя всю жизнь жили в достатке. Когда подошло время жениться, братья выпустили стрелы в разные стороны, чтобы определить свою судьбу по поводу женитьбы. Старшему и среднему повезло с зажиточными невестами, а вот стрела младшего попала в болото. Что делать? Но это не приговор и младший рискнул привести ко двору лягушку, поскольку окончательный выбор делал царь. Никто не знает, что лягушка – заколдованная царевна. Поэтому она мастерски справляется с указаниями царя, показав себя лучше остальных жен. Постепенно отношение жениха к лягушке меняется, от все больше ей доверяет и чувствует ее внутренний мир. Это помогает расколдовать царевну, показав ее на глаза остальным.
Не стоит судить о лягушках по внешности, ведь перед вами может быть та самая, заколдованная. И лишь узнав их внутренний мир и подружившись, можно разглядеть настоящую царевну.
Чтобы понять произведение, необходимо быть на одной волне с писателем, понять, какие мысли он хотел донести людям. Свои же мысли в сочинении доносите кратко, но красочно и интересно. Кто знает, может и вы станете писателем в дальнейшем.