Ананас

Детский центр

Психоречевое развитие ребенка

Автор adminна 07.02.202007.02.2020

Содержание

  • Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
  • Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
    • Основные причины задержки речевого и психического развития
    • ЗПРР с элементами аутизма
    • Как лечить ЗПРР
    • Лечение ЗПРР за границей
    • Где лечить ЗПРР в Москве
  • Задержка психоречевого развития
  • МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • по применению лекарственного препарата для медицинского применения
  • Задержка психоречевого развития у детей: почему возникает и как лечить
  • Почему важно вовремя выявить проблему
    • Итак, основные признаки ЗПР:
    • Основные причины задержки развития
    • Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:
    • Как лечить ЗПР
  • Как выявить ЗПРР ?
    • ЗПР и ЗРР — в чем разница?
  • Индивидуальные особенности развития или отставание?
  • ЗПРР с элементами аутизма

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом . Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия . Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Задержка психоречевого развития

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по применению лекарственного препарата для медицинского применения

Внимательно прочитайте эту инструкцию перед тем, как начать прием/ использование этого лекарства.

  • Сохраните инструкцию, она может потребоваться вновь.
  • Если у Вас возникли вопросы, обратитесь к врачу.
  • Это лекарство назначено лично Вам, и его не следует передавать другим лицам, поскольку оно может причинить им вред даже при наличии тех же симптомов, что и у Вас.

Регистрационный номер: ЛП-002450

Торговое наименование: МЕМАНТИНОЛ®

МНН: Мемантин

Лекарственная форма: таблетки, покрытые пленочной оболочкой

Состав

1 таблетка, покрытая пленочной оболочкой, содержит:

Активное вещество: Мемантина гидрохлорид 10 мг

Вспомогательные вещества: лактоза моногидрат 169 мг, целлюлоза микрокристаллическая 40 мг, кремния диоксид коллоидный 1,2 мг, натрия крахмал гликолят (тип А) 10 мг, гидроксипропилцеллюлоза 7,4 мг, магния стеарат 2,4 мг;

Описание

Продолговатые двояковыпуклые таблетки, покрытые пленочной оболочкой белого цвета, с гравировкой «g» и «Ph» и риской между буквами с каждой стороны. На разрезе таблетки белого или почти белого цвета.

Фармакотерапевтическая группа: Деменции средство лечения

Код АТХ: N06DX01

Фармакологические свойства

Фармакодинамика:

Мемантин является потенциалзависимым неконкурентным ингибитором NMDA-рецепторов с умеренным аффинитетом к ним. Он модулирует действие патологически повышенного тонического содержания глутамата, который может приводить к нейрональной дисфункции.

Фармакокинетика:

После приема внутрь быстро и полностью всасывается. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через 3-8 часов после приема.

Фармакокинетика имеет линейный характер в диапазоне доз от 10 до 40 мг.

Ежедневный прием суточной дозы 20 мг приводит к равновесной плазменной концентрации от 70 до 150 нг/мл (0,5 — 1 мкмоль) с выраженными индивидуальными вариациями. Объем распределения составляет около 10 л/кг. Около 45% мемантина связывается с белками плазмы крови. При нормальной функции почек кумуляции препарата не отмечено. Около 80% мемантина присутствует в циркулирующей крови в виде неизмененного соединения. Основными метаболитами являются N-3,5-диметил-глудантан, смесь изомеров 4- и 6-гидрокси-мемантина и 1-нитрозо-3,5-диметил-адамантана. Ни один из этих метаболитов не обладает антагонистической активностью по отношению к NMDA-рецепторам. Участие цитохрома Р450 в метаболизме в исследованиях in vitro не выявлено.

В исследованиях с приемом 14С-мемантина перорально в среднем 84% дозы выводилось в течение 20 суток, при этом более 99% препарата выводилось почками.

Мемантин выводится преимущественно почками. Выведение происходит моноэкспоненционально, период полувыведения составляет от 60 до 100 ч. При исследованиях у добровольцев с нормальной функцией почек, общий клиренс составил 170 мл/мин/1.73 м², часть общего почечного клиренса достигалась за счет секреции почечными канальцами.

Почечное выведение также включает тубулярную реабсорбцию, которая, возможно, осуществляется посредством катионных транспортных белков. Скорость почечной элиминации в условиях щелочной реакции мочи может снижаться в 7-9 раз. Защелачивание мочи может являться следствием резкого изменения питания, например, перехода от употребления преимущественно мясных продуктов к вегетарианству, или вследствие интенсивного применения щелочных желудочных буферов.

Фармакокинетическо-фармакодинамическая взаимосвязь:

При приеме поддерживающей дозы 20 мг/сут уровень концентрации мемантина в спинномозговой жидкости соответствует величине ki (ki-константа ингибирования), что для мемантина составляет 0,5 мкмоль в области фронтальной коры головного мозга у человека.

Показания для применения

Деменция альцгеймеровского типа умеренной и тяжелой степени.

Противопоказания для применения

Индивидуальная повышенная чувствительность к мемантину или любому из компонентов, входящих в состав препарата; беременность и период грудного вскармливания; возраст до 18 лет (эффективность и безопасность не установлены); дефицит лактазы, непереносимость лактозы, синдром глюкозо-галактозной мальабсорбции, так как в состав препарата МЕМАНТИНОЛ® входит лактоза.

Меры предосторожности при применении

Тиреотоксикоз, эпилепсия, предрасположенность к развитию судорог (в том числе в анамнезе), одновременное применение антагонистов NMDA-рецепторов (амантадин, кетамин, декстрометорфан), наличие факторов, повышающих рН мочи (резкая смена диеты, например, переход на вегетарианство, обильный прием щелочных желудочных буферов), почечный канальцевый ацидоз, тяжелые инфекции мочевыводящих путей, вызванные бактериями рода Proteus, инфаркт миокарда (в анамнезе), сердечная недостаточность III-IV функционального класса (по классификации NYHA), неконтролируемая артериальная гипертензия, почечная недостаточность, печеночная недостаточность.

Применение при беременности и в период грудного вскармливания

Противопоказан при беременности, так как клинические данные о влиянии мемантина на течение беременности отсутствуют. Исследования, проведенные на животных, указывают на возможность препарата вызывать задержку внутриутробного развития при уровне воздействия идентичных или несколько превосходящих концентраций мемантина по сравнению с такими у человека. Потенциальный риск для человека не известен.

Не известно, происходит ли экскреция мемантина в грудное молоко, поэтому женщинам, принимающим мемантин, следует воздержаться от кормления грудью.

Способ применения и дозы

Лечение мемантином следует начинать и проводить под наблюдением врача, имеющим опыт постановки диагноза и лечения деменции при болезни Альцгеймера. Диагноз должен быть установлен в соответствии с действующими рекомендациями. Лечение следует начинать только в том случае, если лицо, осуществляющее постоянный уход за пациентом, будет регулярно контролировать прием препарата пациентом. Переносимость и дозировку мемантина необходимо регулярно пересматривать, желательно в течение первых трех месяцев от начала терапии. По прошествии этого периода, клиническая эффективность мемантина и переносимость пациентом лечения следует регулярно пересматривать в соответствии с действующими клиническими рекомендациями. Поддерживающее лечение можно продолжать неопределенно долго при наличии положительного эффекта проводимой терапии и хорошей переносимости лечения. Прием мемантина следует прекратить при отсутствии положительного терапевтического эффекта или непереносимости пациентом лечения.

Препарат следует принимать внутрь один раз в сутки и всегда в одно и то же время, независимо от приема пищи.

Взрослые:

Титрация дозы:

Максимальная суточная доза 20 мг/сут. С целью уменьшения риска возникновения нежелательных реакций доза препарата титруется путем её последовательного увеличения на 5 мг каждую неделю в течение первых трех недель:

Рекомендуемая поддерживающая доза 20 мг в сутки.

Особые группы пациентов

Пациенты пожилого возраста (старше 65 лет)

Коррекции дозы не требуется.

Пациенты с нарушением функции почек

У пациентов с клиренсом креатинина 50-80 мл/мин, коррекция дозы не требуется. Для больных с умеренной почечной недостаточностью (клиренс креатинина 30-49 мл/мин) рекомендуемая суточная доза — 10 мг/сут. При хорошей переносимости этой дозы на протяжении 7 дней, дозу можно увеличить до 20 мг/сут в соответствии со стандартной схемой титрования. У пациентов с тяжелой почечной недостаточностью (клиренс креатинина 5-29 мл/мин) суточная доза не должна превышать 10 мг/сут.

Пациенты с нарушением функции печени

У пациентов с легким и умеренным нарушением функции печени (класс А и класс В по шкале Чайлд-Пью) коррекции дозы не требуется. Данных по применению мемантина у пациентов с тяжелым нарушением функции печени нет, поэтому назначение мемантина таким пациентам не рекомендуется.

Передозировка

Имеются ограниченные данные по передозировке, полученные в ходе клинических исследований и пострегистрационного опыта применения мемантина.

Симптомы:

При относительно больших передозировках (200 мг однократно и 105 мг/сут в течение 3 дней) отмечались следующие симптомы: утомляемость, слабость и/или диарея или симптомы отсутствовали. В случаях передозировки в дозе менее 140 мг однократно или в случае приема неизвестной дозы у пациентов наблюдались побочные реакции со стороны центральной нервной системы: спутанность сознания, гиперсомния, сонливость, головокружение, возбуждение, агрессия,, галлюцинации, нарушение походки) и/или со стороны пищеварительной системы: рвота, диарея.

В самом тяжелом случае передозировки пациент выжил после приеме дозы 2000 мг мемантина, у него наблюдались побочные реакции со стороны центральной нервной системы (кома в течение 10 дней, затем диплопия и ажитация). Пациент получал симптоматическое лечение и плазмаферез. Пациент выздоровел без последующих осложнений.

В другом случае тяжелой передозировки, пациент выжил и выздоровел после приема мемантина в дозе 400 мг однократно. У пациента наблюдались побочные реакции со стороны центральной нервной системы: беспокойство, психоз, зрительные галлюцинации, снижение порога судорожной готовности, сонливость, ступор и потеря сознания.

Лечение:

В случае передозировки лечение симптоматическое. Специфического антидота нет. Необходимо проведение стандартных лечебных мероприятий, направленных на выведение вещества из желудка, например промывание желудка, прием активированного угля, подкисление мочи, возможно проведение форсированного диуреза.

Побочные действия

Побочные реакции классифицированы по клиническим проявлениям (в соответствии с поражением определенных систем органов) и по частоте встречаемости согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

В клинических исследованиях при умеренной и тяжелой деменции, включавших 1784 пациента, получавших мемантин, и 1595 пациентов, получавших плацебо, общая частота возникновения нежелательных реакций при приеме мемантина не отличалась от таковой при приеме плацебо. Как правило, наблюдались нежелательные реакции легкой или умеренной степени выраженности. Наиболее частыми нежелательными реакциями в группе мемантина по сравнению с группой плацебо были: головокружение (6,3% против 5,6%, соответственно), головная боль (5,2% против 3,9%), запор (4,6% против 2,6%), сонливость (3,4% против 2,2%) и артериальная гипертензия (4,1% против 2,8%, соответственно).

Побочные реакции представлены в виде таблицы:

Инфекционные и паразитарные заболевания Нечасто Грибковые инфекции
Нарушения со стороны иммунной системы Часто Гиперчувствительность к компонентам препарата
Нарушения психики Часто Сонливость
Нечасто Спутанность сознания
Галлюцинации1
Частота не установлена Психотические реакции2
Нарушения со стороны нервной системы Часто Головокружение, нарушение равновесия
Нечасто Нарушение походки
Очень редко Судороги
Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы Часто Повышение артериального давления
Нечасто Венозный тромбоз/тромбоэмболия
Нарушения со стороны дыхательной системы, органов грудной клетки и средостения Часто Одышка
Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта Часто Запор
Нечасто Тошнота, pвота
Частота не установлена Панкреатит
Нарушения со стороны печени и желчевыводящих путей Часто Повышенные показатели печеночных проб
Частота не установлена Гепатит
Общие реакции Часто Головная боль
Нечасто Утомляемость
  1. Галлюцинации наблюдались, главным образом, у пациентов с болезнью Альцгеймера на стадии тяжелой деменции.
  2. Отдельные сообщения, полученные в период пострегистрационного опыта применения мемантина.

При пострегистрационном применении сообщалось о возникновении следующих нежелательных реакций: головокружение, сонливость, повышенная возбудимость, повышенная утомляемость, беспокойство, повышение внутричерепного давления, тошнота, галлюцинации, головная боль, нарушение сознания, мышечный гипертонус, нарушение походки, депрессия, судороги, психотические реакции, суицидальные мысли, запор, тошнота, панкреатит, кандидоз, повышение артериального давления, рвота, цистит, повышение либидо, венозный тромбоз, тромбоэмболия, аллергические реакции, агранулоцитоз, лейкопения (включая нейтропению), панцитопения, тромбоцитопения, тромбоцитопеническая пурпура, гепатит, острая почечная недостаточность, синдром Стивенса-Джонсона.

Взаимодействие с другими лекарственными препаратами

При одновременном применении с препаратами леводопы, агонистами дофаминовых рецепторов, антихолинергическими лекарственными средствами действие последних может усиливаться.

При одновременном применении с барбитуратами, нейролептиками действие последних может уменьшаться.

При одновременном применении с дантроленом или баклофеном, а также со спазмолитиками может изменяться (усилиться или уменьшиться) их действие, поэтому дозы препаратов следует корректировать.

Следует избегать одновременного применения мемантина с амантадином в связи с риском развития психоза. Мемантин и амантадин относятся к группе антагонистов NMDA-рецепторов. Риск развития психоза также повышен при одновременном применении с кетамином, декстрометорфаном и фенитоином.

При одновременном приеме с циметидином, ранитидином, прокаинамидом, хинидином, хинином и никотином возможно повышение в плазме концентрации мемантина.

Возможно снижение уровня гидрохлортиазида при одновременном приеме с мемантином за счет увеличения его выведения из организма.

Возможно повышение МНО (международное нормализованное отношение) у пациентов одновременно принимающих пероральные непрямые антикоагулянты (варфарин). Рекомендуется постоянно контролировать протромбиновое время или МНО.

Одновременное применение с антидепрессантами, селективными ингибиторами обратного захвата серотонина и ингибиторами моноаминооксидазы требует тщательного наблюдения за пациентами.

По данным проведенных фармакокинетических исследований у молодых здоровых добровольцев при однократном одновременном приёме мемантина с глибуридом/метформином или донепезилом эффектов лекарственного взаимодействия выявлено не было.

Проведенные клинические исследования также не выявили влияния мемантина на фармакокинетику галантамина у молодых здоровых добровольцев.

В исследованиях in vitro мемантин не ингибировал изоферменты CYP 1A2, 2A6, 2C9, 2D6, 2E1, 3A, монооксигеназу, содержащую флавин, эпоксидгидролазу или сульфатирование.

Особые указания

Рекомендуется с осторожностью применять у пациентов с тиреотоксикозом, эпилепсией, судорогами (в том числе в анамнезе), а также пациентам с предрасположенностью к эпилепсии. Одновременное применение антагонистов NMDA-рецепторов (амантадин, кетамин, декстрометорфан) и мемантина следует избегать. Эти соединения воздействуют на ту же систему рецепторов, что и мемантин, в связи с чем побочные реакции (в основном со стороны центральной нервной системы) могут возникать чаще и быть более выраженными.

Учитывая замедление выведения мемантина у пациентов в условиях щелочной реакции мочи, в более тщательном наблюдении нуждаются пациенты имеющие факторы, влияющие на повышение рН мочи (резкая смена диеты, например при переходе от употребления преимущественно мясных продуктов к вегетарианству, интенсивное потребление щелочных желудочных буферов), а также в случаях почечного канальцевого ацидоза или тяжелой инфекции мочевыводящих путей, вызванной бактериями рода Proteus.

Данные о приеме мемантина у пациентов с инфарктом миокарда (в анамнезе), с хронической сердечной недостаточностью III-IV функционального класса (по классификации NYHA) и неконтролируемой артериальной гипертензией ограничены, поэтому необходимо тщательное медицинское наблюдение за такими пациентами.

Влияние лекарственного препарата для медицинского применения на способность управлять транспортными средствами, механизмами

У пациентов с болезнью Альцгеймера на стадии умеренной и тяжелой деменции обычно нарушена способность к вождению автотранспорта и управлению сложными механизмами. Кроме того, мемантин может вызывать изменение скорости реакции, поэтому пациентам необходимо воздержаться от управления автотранспортом или работы со сложными механизмами.

Форма выпуска

Таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 мг.

По 10 таблеток в контурную ячейковую упаковку из пленки поливинилхлоридной и фольги алюминиевой. По 2, 3, 6, 9 или 12 контурных ячейковых упаковок вместе с инструкцией по применению помещают в картонную пачку.

По 30 или 90 таблеток в банку полимерную для лекарственных средств, каждую банку вместе с инструкцией по применению помещают в картонную пачку.

Срок годности

3 года. Не использовать по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Условия хранения

Хранить в сухом защищенном от света месте при температуре не выше 25 0С.

Хранить в недоступном для детей месте!

Условия отпуска

По рецепту.

Наименование, адрес производителя лекарственного препарата и адрес места производства лекарственного препарата

ООО «ГЕРОФАРМ», Россия

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 9

Телефон: (812) 703-79-75 (многоканальный), факс: (812) 703-79-76

Адрес места производства:

196158, г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, лит. ВИ, лит. ВЛ

Организация, уполномоченная на принятие претензий от потребителей

ООО «ГЕРОФАРМ», Россия

Адрес почтовый: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный переулок, д. 11, литер «Б»

Телефон: (812) 703-79-75 (многоканальный), факс: (812) 703-79-76

Телефон горячей линии: 8-800-333-4376 (звонок по России бесплатный)

Задержка психоречевого развития у детей: почему возникает и как лечить

В силу различных причин количество детей с задержкой в психоречевом развитии с каждым годом только растет. Но эта проблема не так страшна, если ее своевременно выявить и принять меры. Могут ли родители сами заподозрить неладное? Да, если будут внимательно наблюдать за своим чадом. А если недуг был обнаружен, необходимо отвезти ребенка на обследование и найти для него лучших докторов.

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

Как определить задержку развития: основные признаки и симптомы

В 4-месячном возрасте:
  • малыш не проявляет реакций на слова и жесты взрослых;
  • не улыбается (это уже один из симптомов аутизма).
В 8-9 месяцев:
  • не лепечет (не произносит повторяющиеся слоги).
В 1 год:
  • малыш практически не издает никаких звуков, очень тихо себя ведет.
В 1,5 года:
В 2 года:
  • умеет произносить и использовать в речи лишь небольшое количество слов,
  • не повторяет за взрослыми новые слова.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.

В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Когда ребенок посещает детский сад, выявить ЗПР довольно сложно, так как там от малыша не требуется интенсивная умственная деятельность. В школе же такие дети заметно отличаются от других, потому что им:

  • сложно высидеть весь урок,
  • нелегко слушаться учителей,
  • сложно концентрировать внимание на умственной деятельности,
  • тяжело учиться, так как все время хочется играть.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них — это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита». Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР?

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Основой лечения является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.
Также в качестве основного лечебного комплекса используется транскраниальная микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока.

При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием используется также методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.

Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалия, нарушения развития аутистического спектра, СДВГ) в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Также доказано, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств — фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.
С этой целью применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины — подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ, биохимических и нейроиммунологических анализов и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом

  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.

  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — взаимная работа с профессионалом в области ЗПРР, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

ЗПРР: лечение задержки психоречевых нарушений у детей разного возраста

ЗПРР — что это за диагноз? Он заключается в существенном отклонении от возрастных норм психического и речевого развития.

Задержка психоречевого развития у детей — так звучит расшифровка диагноза ЗПРР.

Задержка или индивидуальные особенности развития

Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе.

Но часто родители упускают момент и ждут, что все разрешится само собой.

Какой же выход? На что обращать внимание, чтобы вовремя понять, что у ребенка диагноз ЗПРР и надо бить тревогу?

Рекомендация на данном этапе — наблюдение.

Нормы психоречевого развития детей

Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.

В возрасте от 0 до 1 года.

От 1 до 2 лет.

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!

Симптомы и признаки ЗПРР

Что же это за заболевание ЗПРР? Обратите внимание, если:

  • к 4 месяцам ребенок не реагирует на попытку общения, не улыбается;
  • к 8 месяцам не лопочет односложно па-па, ба-ба;
  • к 1 году эмоционально неактивен, повторяет 2-3 слова;
  • к 1.5 годам не знает своего имени, не реагирует на обращенные к нему просьбы;
  • к 2 годам не отвечает на вопросы словами “да” или “нет”, уединяется, не может сосредоточиться на просмотре картинок, у него маленький словарный запас;
  • к 3 годам его речь мало понятна;
  • он не умеет строить предложения;
  • разговаривает либо очень быстро, либо, наоборот, медленно.

Задержка психоречевого развития у детей 3 лет может выражаться и в том, что ребенок “отзеркаливает”, повторяет обращенные к нему слова.

Кроме этого, стоит обратить особенное внимание, если наблюдаются нарушения со стороны психики малыша:

Может наблюдаться стереотипия, когда ребенок бесцельно и многократно повторяет одно и то же слово или совершает стереотипные ритмичные движения. Например, раскачивается, размахивает руками.

Это уже повод! Для того, чтобы действовать!

Официальная медицина утверждает, что эффективность лечения такого заболевания как ЗПРР напрямую зависит от того, когда оно начато.

Если вы заметили симптомы ЗПРР в 2 или 3 года, то чем раньше вы начнете работать с этой проблемой, тем лучшего можно ждать результата.

Бывает, что диагноз ЗПРР ставят в 5 лет, когда многие благоприятные факторы к излечению уже упущены. Что такое ЗПРР в этом случае и есть ли надежда на выздоровление? Здесь уже речь идет о грубой задержке психоречевого развития. Шансов на излечение немного, но они есть.

В такой ситуации действует то же правило: не ждать, а действовать, помогать, вместе работать над проблемой и не отчаиваться.

Надо отметить, что если у детей психика без патологий, а только лишь нарушена речь, то здесь имеет место ЗРР — задержка речевого развития. В этом случае ребенок все понимает, адекватно реагирует, но общения избегает.

Причины заболевания

Каковы же причины этого заболевания ЗПРР? Официальная медицина относит к ним:

  • нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы;
  • здоровье мамы в период беременности: травмы, отравления, инфекции могут спровоцировать нарушение психоречевого развития ребенка в раннем возрасте;
  • течение родов: родовые травмы, обвитие ребенка пуповиной, гипоксия плода;
  • генетическая предрасположенность.

Эти факторы могут явиться причинами заболеваний, которые провоцируют следующие психоречевые нарушения у детей:

Нужно понимать, что ЗПРР на резидуально-органическом фоне — это следствие, поэтому лечить надо основное заболевание.

Своевременная диагностика увеличит шансы на выздоровление.

Диагностика и комплексное обследование

Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.

Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:

  • Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
  • Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.
  • Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
  • Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
  • Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.

Когда поставлен диагноз и встал вопрос “Как лечить?”, на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.

Помощь при ЗПРР

При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.

Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.

В качестве дополнительных мер могут быть назначены:

  • лечебная физкультура,
  • арт-терапия,
  • мануальная терапия.

Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:

  • сбалансированное питание,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • активные игры,
  • общение со сверстниками.

Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.

Дополнительное лечение ЗПРР

Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.

Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.

Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.

Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Прогнозы на выздоровление при ЗПРР

На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.

Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!

Читайте также:

  • Как выглядит впавший родничок?

    Роднички – одна из особенностей строения черепа маленьких детей. Многие молодые родители боятся даже прикасаться…

  • Развитие ребенка 17 месяцев

    Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается…

  • Психомоторное развитие детей

    "Правильно ли развивается наш ребенок?" Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из "новоиспеченных" родителей.…

Статьи
0

Свежие записи

  • Режим ребенка в 2 года
  • Диета ребенка при кишечной инфекции
  • Ребенок 3 месяца не ест
  • Грыжа пупочная у детей
  • Меню ребенка в 5 лет

Свежие комментарии

    Архивы

    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Статьи

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org

    Страницы

    • Карта сайта
    © Авторское право 2020 Ананас. Все права защищены. The Ultralight by Raratheme.Сайт работает на WordPress .