Содержание
- Стандартная высота письменного стола для школьника: ГОСТы и нормы
- Соотношение роста и высоты
- Высота письменного стола: стандарт для школьника
- Размеры ширины, длины и глубины стола для школьника
- Функциональность школьной мебели
- Школьный стол своими руками
- Правильное использование стола
- ГОСТ 5994-93 (ИСО 5970-79) Парты. Типы и функциональные размеры
- 1 Типы
- 2 Функциональные размеры
- Высота и размеры школьных парт по ГОСТ
- Современные стандарты школьных парт
- Ростовые группы и размеры
- Столы и стулья первоклассников
- Высота посадочного места и глубина сидения
- Столы в предметных кабинетах
- Расстановка
- Дистанция и дифференция
Стандартная высота письменного стола для школьника: ГОСТы и нормы
Высота письменного стола для школьника влияет на состояние здоровья, так как за ним приходится проводить много времени. От того, как ребенок сидит, зависит его осанка, а также физическое развитие. Стандартная высота письменного стола для школьника, согласно ГОСТу, зависит от его роста и срока предполагаемой эксплуатации.
В спальне
Соотношение роста и высоты
Ученик в среднем проводит дома за столом 3–4 часа. Если высота изделия выбрана неправильно, то позвоночник нагружается неравномерно, возникает деформация суставов, атрофия связок. Повышенная нагрузка на мышцы спины и плеч вызывает их спазм. Пищеварительная система страдает не меньше. Постоянный зажим в районе солнечного сплетения приводит к развитию гастрита, язвы.
Вариант изделия
Дети дома в основном используют столы, предназначенные для взрослых.
Это способствует тому, что ребенок жалуется на боль в руках, шее, плечах, верхней части спины. Подобное состояние сказывается на активности ребенка. Возникает быстрая утомляемость, ему трудно концентрировать внимание при физическом дискомфорте.
Высота письменного стола: стандарт для школьника
Физическое развитие ребенка и его здоровье так же важны, как и уровень образования. Для правильной нагрузки на двигательный аппарат во время занятий был разработан Межгосударственный ГОСТ № 110015-93 (стандарт ИСО 5970-79) включающий в себя параметры столов и стульев для всех возрастных групп учащихся.
В квартире
Столы разделяют на два типа:
- модели с постоянными параметрами положения рабочей поверхности и ее высоты относительно ребенка;
- модели, оборудованные регулировкой высоты поверхности и угла рабочей плоскости от 7 до 16 градусов.
Длина поверхности зависит от количества детей, сидящих за ним. Стандарт одноместных не превышает 130 см. Двухместные покупают в семьи, где двое и более детей.
Типовая стандартная схема по ГОСТу
Пользуются популярностью угловые модели, которые занимают меньше пространства и эргономично вписываются в помещение. Высота столешницы рассчитывается с учетом роста старшего ребенка. Для младшего нужно подобрать стул с регулируемой высотой и подставкой для ног.
ГОСТу соответствуют следующие стандарты значений в таблице, представленной ниже.
№ ст. | Группа роста, мм | Высота поверхности, мм | Высота для ног между полом и нижней частью стола, мм | Высота стула от пола, ±10 мм | Высота верхней части спинки, мм |
От 850 до 1000 | 420 | 290 | 220 | — | |
1 | От 1000 до 1150 | 460 | 350 | 260 | 210–250 |
2 | От 1150 до 1300 | 520 | 410 | 300 | 250–280 |
3 | От 1300 до 1450 | 580 | 470 | 340 | 280–310 |
4 | От 1450 до 1600 | 640 | 530 | 380 | 310–330 |
5 | От 1600 до 1750 | 700 | 590 | 420 | 330–360 |
6 | От 1750 до 1900 | 760 | 650 | 460 | 360–400 |
Заказ предмета мебели без осмотра может оказаться неэффективным. Стоит покупать модели с наглядными образцами.
В магазинах представлен большой ассортимент столов, где стандартный размер высоты составляет 74–75 см. Они рассчитаны для среднего роста, но будут неудобны для ученика начальной школы или высокого подростка.
В комнате
Если нет возможности купить письменный стол для школьника с регулируемой высотой и столешницей, лучше найти изготовителя мебели на заказ с учетом нужных размеров.
Это будет немного дороже готовых моделей, но дешевле трансформера.
Столы с регулировкой высоты не всегда отвечают требованиям ширины изделия. Маленькому ребенку требуется много рабочего пространства. Чем функциональней будет поверхность, тем лучше.
Рабочая комната
Регулируемые модели выпускаются с учетом двух возрастных категорий:
- От 4 до 10 лет. Они удобны как для ребенка дошкольного возраста, так и для ученика начальной школы. Оформляют их в детских тонах. Вместе с регулировкой высоты доступен угол поворота столешницы. Также они имеют дополнительные секции для размещения книг, инструментов и материалов. Как правило, идут в комплекте со стульями.
- От 10 до 18 лет. Выполнены в более строгом дизайне. Многофункциональны. Рабочий размер поверхности позволяет разместить много принадлежностей. Регулировка высоты подстраивается как под низкий, так и под высокий рост до 190 см.
Чертеж изделия согласно ГОСТу
Стол на вырост
Стол-трансформер является идеальным выбором, но не каждый располагает финансовыми возможностями. Если для ребенка не подходит стандарт высоты в 74–75 см, то можно сделать модель на заказ. Стоит учитывать, что стол будет использоваться не один год. Необходимо отметить следующее:
- Если за столешницей будет сидеть первоклассник и срок эксплуатации рассчитан на период обучения в начальной школе, то лучше выбирать модель высотой 52 или 58 см.
- Для ученика среднего класса лучше купить стол 64–70 см от пола. В 10–14 лет происходит гормональная перестройка, активный рост скелета, за которым не успевает формирование мышечной массы. Школьная нагрузка больше, чем в начальных классах. Ребенок много времени проводит в статичном положении. В этом возрасте не подойдет низкий стол. Он приведет к развитию сколиоза, остеохондроза. Высокая рабочая поверхность будет способствовать утомляемости, физическому дискомфорту, вызванному ломотой в шейном отделе и плечевом поясе. Это сказывается на работоспособности и концентрации внимания.
- Для старшеклассников возможность выбора модели практически не ограничена. В этом возрасте подходит стандарт высоты – 75 см, используемый всеми изготовителями мебели.
- Если школьник выше 190 см, то лучше приобрести модель с подъемным механизмом столешницы, который рассчитан на большой срок эксплуатации. Стол пригодится не только для учебы, но и для повседневного использования. Другой вариант: сделать стол на заказ или своими руками в соответствии с расчетами.
Таблица значений в зависимости от роста школьника
Размеры ширины, длины и глубины стола для школьника
При покупке модели нужно учесть глубину, ширину и длину изделия. Ширина рассчитывается в соответствии с общими требованиями размеров рабочей области.
Стандарт ГОСТ представлен ниже в таблице.
№ ст. | Группа роста, см | Ширина (минимальное значение), см | Длина, см | Глубина, см | Расстояние между боковыми опорами, см |
0–1 | От 85 до 100 | 45 | 60–110 | 30–40 | 42 |
2–6 | От 100 до 190 | 50 | 60–120 | 40–50 | 42–45 |
При выборе модели стола для школьника необходимо выяснить, насколько она удобна для использования.
В квартире
При посадке должны соблюдаться следующие правила:
- Торец столешницы должен быть напротив солнечного сплетения. Допускается расположение на палец выше.
- Боковой угол сгиба ног должен составлять 90 градусов. Если ноги имеют другой угол, то подбирается подставка для ног. Некоторые конструкции изделий уже имеют встроенную подножку.
- У ног под столешницей должен быть свободный ход колен, на него отводится от 10 до 15 см.
- Колени ног не должны упираться в спинку изделия. Расстояние до торцевой части – 15–20 см, чтобы ноги можно было свободно выпрямить.
- Высоту проверяют с помощью рук. Сидя за столом, ребенок ставит руки на локти и поднимает вверх. Если концы пальцев дотрагиваются до угла глаза, – это правильное положение. Если ниже – изделие категорически не подходит, если выше, высоту посадки нужно регулировать.
- Для того чтобы ребенку было комфортно заниматься творчеством сидя и стоя, его локти должны располагаться на несколько сантиметров ниже столешницы.
Стандартный вариант
Чтобы соблюсти все правила и выбрать нужный размер, лучше взять ребенка с собой.
Функциональность школьной мебели
Письменный стол в детской комнате испытывает постоянные набеги в виде кучи книг, фломастеров, ручек, карандашей, бумаги, клея, специальных принадлежностей, записок и других важных предметов, которые взрослые воспринимают как хлам, не понимая истинного значения.
Эргономика рабочего места школьника
Поэтому возможность размещения предметов, а также наличие дополнительных секций будут неоспоримым преимуществом. Существуют следующие виды данных изделий:
- Однотумбовые. Стандартный размер стола имеет встроенную либо выдвижную тумбу для размещения книг и принадлежностей. Она может быть оборудована простой дверцей и внутренними полочками или сконструирована в виде выдвижных ящиков. Стандартом для такого типа изделия является поперечная полка под школьный рюкзак. К такому столу придется подобрать дополнительные навесные полки.
- Модели с двумя тумбами разделяются на два типа. Первый состоит из стола с тумбой и дополнительной тумбы в качестве независимого блока. Он имеет одно расширенное рабочее пространство. Второй – прямой или угловой, состоящий из двух рабочих поверхностей, соединенных тумбами. Подойдет как для двоих детей, так и для создания независимого рабочего пространства под компьютер.
- Стол, входящий в состав мебельного комплекса для оборудования детской. Это удобное, но достаточно дорогое решение. Стол, встроенный в комплекс, имеет неоспоримые преимущества. Модуль включает много дополнительных секций для размещения принадлежностей и делается в соответствии с детским стандартом высоты.
- Модели с регулировкой. Они выпускаются отдельно или в комплекте со стульями. Оборудованы регулировкой высоты, изменения угла столешницы. Имеют встроенную подставку для ног. Конструкция предусматривает размещение мобильного освещения, которое крепится к поверхности. Некоторые модели снабжены колесиками для перемещения.
Рабочее место школьника согласно нормам
Стоит обратить внимание на то, что мебель в детской не должна иметь острых углов. Дети очень подвижны и способны при падении получить повреждения о выступы.
Школьный стол своими руками
Если варианты, предложенные магазинами, не устраивают или финансовые возможности ограниченны, то можно сделать стол самостоятельно. Проще всего использовать ламинированное ДСП. Его можно подобрать к цвету интерьера. В магазинах предоставляются услуги по его распиливанию. Достаточно заранее сделать чертеж с размерами.
Схема оптимального расстояния до монитора относительно ребенка
Высота в этом случае подбирается индивидуально. Для подростка ростом 195 см она вычисляется по формуле расчета, предусмотренной ГОСТом:
Рост 195 * 75 / 175 = 84 см — это высота стола.
В основу любого изделия входит столешница, боковины и центральная перекладина. Можно сделать дополнительные полки и выдвижные ящики. Предмет мебели собирают с помощью креплений и шурупов.
Городская квартира
Процесс сборки:
- По отметкам для отверстий просверливаются места для шурупов в торцевой стенке и ножках. Для стандартных шурупов, закручиваемых с помощью шестигранника, отверстия делают сверлом по дереву диаметром 0,5 см.
- Основу собирают так, чтобы верх боковины и торцевых частей был на одном уровне.
- Столешницу крепят с помощью сквозных отверстий. Для эстетичности верх закрывают заглушками, крепящимися в центральном зазоре шурупа. Для усиления прочности по задней стенке крепят металлические углы.
- Столешница должна выступать за края торцевой и передней части на 2–3 см.
- Торцевые части распилов можно закрыть с помощью декора. Простейший вариант – использовать кромку из ЛДСП или полосы ПВХ.
В частном доме
Стол, сделанный своими руками, можно оформить в любом стиле.
Правильное использование стола
Даже самая дорогая и комфортная мебель не сможет избавить ребенка от заболеваний, если он не соблюдает правила посадки за столом.
Квартира в городе
Они заключаются в следующем:
- Плечи ребенка должны располагаться по одной линии.
- Спина в выпрямленном положении, с сохранением естественных изгибов позвоночника.
- От уровня глаз до стола сохраняется постоянное расстояние – 30 см.
- Нельзя ложиться на крышку грудью и садиться криво. В идеале от кромки поверхности до торса сохраняется интервал 5 см.
- Ноги не должны скрещиваться, задвигаться под стул. Идеальное положение угла в колене по ГОСТу – 90 градусов с полной опорой стоп.
- Соблюдать периоды статичного положения и двигательной нагрузки.
- Для работы использовать качественное освещение, снижающее нагрузку на зрение.
- Для детей, посещающих начальный класс школы, используют перегородки, разграничивающие зону для работы с зоной для игр.
Многие родители ввиду небольших размеров помещений выбирают для ребенка стол, который бы мог одновременно быть письменным и компьютерным. При выборе стоит помнить о том, что ребенку требуется много рабочего пространства, поэтому мебель должна быть оборудована дополнительными полками и секциями.
Типовой вариант
Также она должна иметь достаточную ширину и глубину. Высоту от пола подбирают соответственно росту. Играть за компьютером в прыжке, может, и интересно, а вот писать в подобной обстановке не получится. Для сохранения здоровья ребенка следует придерживаться вышеуказанных рекомендаций.
ГОСТ 5994-93 (ИСО 5970-79) Парты. Типы и функциональные размеры
ГОСТ 5994-93
(ИСО 5970-79)
Группа К25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПАРТЫ
Типы и функциональные размеры
School desks. Types and functional dimensions
МКС 97.140
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 4 от 21 октября 1993 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование государственного органа по стандартизации |
Республика Беларусь |
Белстандарт |
Республика Казахстан |
Казглавстандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры» в части требований к ростовым номерам 1-4
4 ВЗАМЕН ГОСТ 5994-86
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2005 г.
Настоящий стандарт распространяется на парты, предназначенные для оборудования I-IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.8, 2.11, 2.12.
1 Типы
1 Типы
1.1 Парты должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I — с постоянными параметрами;
II — с регулируемыми параметрами.
Парты типа I и II изготовляются двух подтипов:
а — с постоянным наклоном крышки;
б — с переменным наклоном крышки.
2 Функциональные размеры
2.1 Парты типа I должны изготовляться четырех номеров с цветовой маркировкой в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
В миллиметрах
Номер |
Средний рост учащихся |
Группа роста |
Цвет маркировки |
1 |
1050 |
Св. 1000 до 1150 |
Оранжевый |
2 |
1200 |
» 1150 » 1300 |
Фиолетовый |
3 |
1350 |
» 1300 » 1450 |
Желтый |
4 |
1500 |
» 1450 » 1600 |
Красный |
2.2 Функциональные размеры парт должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 2.
Рисунок 1. Функциональные размеры парт
Рисунок 1
Таблица 2
В миллиметрах
Наименование размера |
Значение для парты, номера |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Высота рабочей плоскости , не менее |
460 |
520 |
580 |
640 |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой парты у ее края (высота пространства для ног), , не менее |
350 |
410 |
470 |
530 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях) , не менее |
350 |
350 |
400 |
400 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног) , не менее |
250 |
250 |
300 |
300 |
Ширина рабочей плоскости , не менее |
450 |
500 |
500 |
500 |
Длина рабочей плоскости , не менее: |
||||
одноместная парта |
600 |
600 |
600 |
600 |
двухместная парта |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
Расстояние между опорными элементами парты (ширина пространства для ног) , не менее: |
||||
одноместная парта |
420 |
420 |
420 |
420 |
двухместная парта |
1020 |
1020 |
1020 |
1020 |
Расстояние от края парты со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее |
300 |
300 |
300 |
350 |
Расстояние от края парты со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее |
400 |
400 |
400 |
400 |
Высота сиденья |
260 |
300 |
340 |
380 |
Глубина сиденья |
240 |
260 |
280 |
300 |
Ширина сиденья (одного места) , не менее |
250 |
270 |
290 |
320 |
Высота линии перегиба спинки , не более |
160 |
170 |
190 |
200 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем |
120 |
130 |
150 |
160 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем |
250 |
280 |
310 |
330 |
Ширина спинки (одного места) , не менее |
250 |
250 |
250 |
280 |
Радиус изгиба переднего края сиденья |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
Радиус спинки (одного места) в плане , не менее |
300 |
300 |
300 |
300 |
Угол наклона сиденья , град |
0-4 |
0-4 |
0-4 |
|
Угол наклона спинки , град |
95-106 |
95-106 |
95-106 |
95-106 |
Расстояние от кромки стола со стороны сидящего до наиболее выступающей части спинки |
220 |
240 |
260 |
280 |
Расстояние от кромки стола со стороны сидящего до переднего края сиденья |
-40 |
-40 |
-40 |
-40 |
2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4 изготовление одноместных парт с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных парт с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3 Парты типа II должны регулироваться по высоте на четыре номера с 1-4. Размеры , , , , , и должны изменяться в соответствии с табл.2, остальные размеры должны соответствовать нормам для парты N 4.
Допускается постоянная высота и расстояние от кромки стола со стороны сидящего до наиболее выступающей части спинки соответственно следующих норм: — 140 мм; — не более 300 мм; — 250 мм и высота линии перегиба — не более 180 мм.
2.4 Крышка парты подтипа а должна иметь наклон, указанный на чертеже. Крышка парты подтипа б должна устанавливаться горизонтально и под углом 7-12°. Уменьшение высоты края крышки, обращенного к ученику, при переводе ее в наклонное положение не должно быть более 10 мм.
2.5 Наклонная крышка парты подтипа а может иметь горизонтальную площадку в виде узкой полки со стороны, противоположной сидящему. Ширина ее должна быть не менее 80 мм.
2.6 Ширина откидной части крышки, при наличии последней, со стороны сидящего должна быть 160-180 мм.
2.7 В двухместных партах должна быть площадка размером не менее 450х270 мм для размещения портфелей или ранцев, расположенная между сиденьями, или приспособление для их подвешивания.
2.8 Место учащегося должно быть оборудовано углублением в крышке стола для ручки и карандаша размером не менее 220х20х5 мм. Расстояние от края крышки парты со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
2.9 Съемные и выдвижные пюпитры, в том случае, если ими оборудуются парты, должны размещаться на расстоянии 370-400 мм от края крышки со стороны сидящего.
2.10 При наличии полки под крышкой парты высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.11 Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на его глубины.
2.12 Углы крышки сиденья и спинки парты должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане радиус скругления 10-30 мм.
УДК 645.444:006.354 |
МКС 97.140 |
К25 |
ОКП 56 0000 |
Ключевые слова: парты, типы, функциональные размеры |
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2005
Высота и размеры школьных парт по ГОСТ
Фабрика мебели Реванш СПб / / Высота и размеры школьных парт по ГОСТ
Правильная осанка школьника во время учебных занятий – залог эффективного восприятия и усвоения материала, активной мыслительной деятельности, сохранения здоровья. Неудобная поза за партой или столом приводит к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения и зрительных функций. Для обеспечения комфортной посадки разработаны оптимальные конструкции школьной мебели.
В 1870 году русский гигиенист Ф.Ф. Эрисман изобрел и сконструировал одноместную школьную парту с оптимальной конструкцией для чтения и письма. Конструкция парты Эрисмана была доработана в 1887 году П.Ф. Коротковым. Двухместная парта с наклонной столешницей и откидной крышкой исключала возможность «сутулой» посадки. В современных школах используется мебель, изготовленная по установленным санитарно-гигиеническим стандартам.
Современные стандарты школьных парт
При оборудовании учебных помещений размеры школьной парты выбираются в соответствии с требованиями СанПин и ГОСТ 11015-93, 11016-93. Эти нормативные документы содержат перечень ростовых групп детей и соответствующих каждой группе размеров школьной мебели. При оборудовании класса рекомендуется укомплектовывать помещение столами и стульями различных размерных категорий, в зависимости от конкретных потребностей.
Длина тела школьника измеряется перед началом каждого учебного года и заносится в индивидуальную карту (форма № 26). Ученики могут измерять рост самостоятельно с помощью мерной цветной линейки, вывешенной в вестибюле школы. К длине туловища прибавляется 2 см (на каблук), и по итоговой цифре подбирается соответствующая группа мебели.
На отечественных мебельных предприятиях производятся парты и стулья различных габаритов. Нормативами СанПин предусмотрено 6 групп мебели и дополнительная нулевая группа, которая практически не используется в школах, а предназначена для дошкольных учреждений. Каждой группе соответствует свой цвет маркировки. При расстановке в классной комнате мебель с меньшими размерами занимает ближние места у доски. Мебель больших размеров устанавливается дальше.
Ростовые группы и размеры
Установленные размеры распространяются на парты (столы) и стулья. Скамьи и табуреты запрещены к применению для учебных занятий. Номера групп мебели:
Столы и стулья первоклассников
Для 1 класса приобретают мебельные изделия преимущественно первой — третьей группы. Средние показатели роста этой возрастной категории составляют 130 см. Высота крышки стола первоклассника не должна превышать 53 см. Расстояние от сидения стула до пола – не более 30 см. Для высоких учеников начальной школы подбираются парты высотой 145 см и стулья с высотой сидения 50 см и выше.
Для удобства письма крышку изготавливают с горизонтальной и наклонной частью. Угол наклона рабочей поверхности составляет 15-30 градусов. Это обеспечивает оптимальную аккомодацию органов зрения в процессе чтения и письма. Ширина столешницы равняется сумме длины предплечий с учетом длины кисти с добавочными 4 сантиметрами.
Современные модели парт для начальной школы представляют собой объединенную конструкцию (стол и скамейка в едином блоке) или ортопедические парты с гибкой регулировкой высоты и наклона. Такие конструкции позволяют обеспечивать постоянную правильную осанку и сохранять здоровье костно-мышечной системы.
Мебель для начальной школы маркируется полосками или кругами на видимой стороне парт. Диаметр маркировочных кружков – 2-3 см. Отметки на столах ставятся на краях, задних поверхностях или боковых ножках. Стулья маркируются на верхних элементах каркаса или задних поверхностях спинки. Для удобства, лучшего ориентирования и приучения детей к правилам маркировку наносят симметрично на обе стороны мебели. Ученики при необходимости могут самостоятельно поменять стул или парту на нужный размер.
Высота посадочного места и глубина сидения
В зависимости от ростовой группы детей среднего или старшего школьного возраста подбираются стулья с соответствующей высотой сидения (замеры делаются от края, обращенного к столу).
- 1 группа – 260 мм;
- 2 группа – 300 мм;
- 3 группа – 340 мм;
- 4 группа – 380 мм;
- 5 группа – 420 мм;
- 6 группа – 460 мм.
Если школа закупила мебель без маркировки, расчет размеров удобно выполнять при помощи специальных правил. Чтобы вычислить высоту стула, следует измерить длину голени и прибавить к полученному результату 2 см (каблук). Глубина сидения вычисляется путем замера длины бедра и составляет не более трех четвертей и не менее двух третей полученного результата измерения. Сидение имеет небольшой уклон назад для удобства посадки.
Столы в предметных кабинетах
В кабинетах для изучения определенных школьных предметов используются столы со специальной оснасткой. Размеры столешниц вычисляются с учетом достаточного места для осуществления учебных действий и размещения оборудования. В зависимости от вида учебного предмета рабочее место оснащается надстройками, подводкой водопровода и канализации (химия), электропитания, сжатого воздуха (физика), звуковым и лингафонным оборудованием (иностранные языки).
Для предметных кабинетов с посещаемостью средними и старшими классами (разные ростовые группы) удобно приобретать модели с регулируемой высотой столешницы. Длина стола составляет 120-140 см.
Лабораторные столы рассчитаны на двоих учеников. В школах с малой численностью учащихся могут быть использованы также одноместные парты.
Расстановка
В образовательных заведениях допускается однорядная, двухрядная или трехрядная расстановка мебели. В соответствии с нормативами при расстановке соблюдаются расстояния между рядами, стенами и демонстрационным столом учителя.
Ширина проходов:
- между первой партой и учебной доской – о 240 см;
- между последним столом и задней стеной – от 70 см (если стена наружная – от 100 см);
- между рядом и продольной стеной – от 50 см;
- между рядами двухместных парт – от 60 см;
- между продольной наружной стеной и рядом парт – от 50-70 см.
При расстановке парт в 4 ряда расстояние между доской и первым рядом парт составляет от 300 см (как и в квадратном помещении). Расстояние между самым удаленным рабочим местом и окнами не должно превышать 6 м. Для климатических районов I парты должны отстоять от наружных стен минимум на 1 метр.
Дистанция и дифференция
Дистанцией называется расстояние от заднего края парты до переднего края сидения по горизонтали. Этот параметр указывает на соотношение края стола и края сидения, бывает нулевым, отрицательным или положительным. Нормативы предписывают расположение стола и стула с отрицательной дистанцией (перекрытием края столешницы края сидения на 4 см).
Дифференция – вертикальное расстояние между плоскостью сидения и краем столешницы. Параметр вычисляется путем измерения роста ученика и составляет одну седьмую или одну восьмую часть роста. Дифференция равна расстоянию от сидения до локтя опущенной и согнутой в локте руки.
В каталоге мебели компании Реванш СПБ представлены модели всех стандартных размеров по выгодным ценам.
Как выбрать письменный стол для школьника
Как правило, письменный стол для ребенка приобретается еще в 1 классе, но служит на протяжении всего периода учебы вплоть до выпускного вечера. Именно поэтому специалисты рекомендуют подойти к выбору рассматриваемого предмета мебели тщательно, с учетом особенностей растущего организма и пожеланий самого школьника.
Оглавление: 1. Выбираем материал для письменного стола 2. Размер письменного стола для школьника 3. Как правильно расположить письменный стол 4. Выбираем стул к письменному столу школьника
Выбираем материал для письменного стола
Стандартно производители используют для письменных столов четыре типа материала:
- ДСП – оптимальное сочетание цены и качества на сегодняшний день, а современные технологии производства позволяют сделать этот материал абсолютно безопасным для здоровья детей.
- ЛДСП – этот материал востребован среди покупателей по причине низкой цены, но не стоит забывать, что при покупке мебели из ЛДСП нужно обязательно требовать у продавца сертификаты качества, так как безопасность здоровья ребенка находится под сомнением.
- МДФ – материал высокого качества, имеет все характеристики, которые присущи натуральной древесине, отличается высокой стоимостью.
- Массив дерева – письменный стол для школьника из этого материала будет дорогим, но качественным и абсолютно безопасным. Приобретать именно такую мебель для ребенка специалисты не рекомендуют – шансы, что она будет испорчена «наскальными изображениями», очень велики.
Специалисты не рекомендуют приобретать письменный стол для школьника с полимерным покрытием – это и непрактично, и вредно, потому что производители при изготовлении такого типа мебели используют дешевые исходные материалы. Если же полимерное покрытие выполнено из высококачественного материала и с соблюдением всех норм технологического процесса, то стоимость такого письменного стола будет из категории высокой ценовой планки. В таком случае, лучше обратить внимание на мебель из более безопасных и практических материалов.
Размер письменного стола для школьника – рекомендованные стандарты
Именно от размера письменного стола зависит здоровье школьника – заболевания спины, к сожалению, чаще всего развиваются в таком юном возрасте как раз по причине неправильного выбора стола. Врачи рекомендуют придерживаться следующих параметров при покупке:
- ширина – метр и более;
- глубина – 60 см и более;
- место для расположения нижних конечностей – 50х50 см.
На рынке представлены различные модели письменных столов для школьника, но специалисты рекомендуют обратить внимание на модели с возможностью регулировки высоты и угла наклона – как правило, такие предметы мебели приобретаются для использования в течение нескольких лет. Что можно считать условными нормами:
- рост ребенка 110-115 см – высота столешницы от края до пола должна быть 46 см;
- рост ребенка 115-130 см – высота столешницы от края до пола должна быть 52 см;
- рост ребенка 130-145 см – стол должен располагаться на высоте 58 см (от края мебели до пола);
- рост ребенка 145-160 см – убедитесь, что высота стола составляет 63 см;
- рост ребенка 160-175 см – над полом стол должен быть на высоте не менее 70 см;
- рост ребенка 175 см и выше – высота столешницы от края до пола не может быть меньше 76 см.
Ребенок растет быстро, менять письменный стол каждый год как минимум непрактично, поэтому регулируемые модели рассматриваемого предмета мебели станут оптимальным решением.
Специалисты рекомендуют при выборе письменного стола взять будущего его владельца с собой в торговый центр – так ребенок сможет «примерить» на себя мебель. Пусть школьник сядет за стол – уровень края столешницы должен находиться на уровне солнечного сплетения. Обратите внимание на то, как расположены ноги – они не должны быть поджаты, а на пол стопы нужно ставить абсолютно прямо и полностью.
Выбор письменного стола для школьника по функциональности
Что такое письменный стол в комнате у ребенка? Это не только место учебы, но и «склад» тетрадей, листочков, ручек и карандашей, книг и записок – в общем, различного «хлама», который для ребенка является важным и значимым. И его будет много. Именно поэтому нужно подбирать письменный стол не только по внешнему виду и размеру (хотя эти параметры тоже очень важны), но и по уровню его функциональности. Что предлагают производители:
- Столы письменные однотумбовые – «классика жанра», которая не является полностью функциональной. Дело в том, что одной такой тумбочки с ящиками и отсеком для габаритных учебников и тетрадей для школьника будет мало – беспорядок на столе и вообще в комнате обеспечен.
- Столы письменные двутумбовые – тоже можно отнести к классическому решению при изготовлении мебели. В принципе, места для хранения всех необходимых вещей и канцелярских принадлежностей хватит, но вряд ли ребенку будет удобно сидеть за таким письменным столом – места для расположения ног практически не остается.
- Стол с добавочным/приставным модулем – пожалуй, самый оптимальный вариант для школьника. Во-первых, места для ног более чем достаточно, во-вторых, приставной модуль может использоваться не только для хранения необходимых предметов, но и в качестве дополнительного рабочего места – согласитесь, придвинуть такой модуль к дивану или креслу и расположиться на нем с поделками/рукоделием будет весьма удобно.
Конечно, есть выход из любого положения – например, приобрести в детскую комнату однотумбовый письменный стол, но над ним установить полочки для хранения книг, учебников. Отдельным видом в магазинах предлагают угловые письменные столы – неплохое решение для малогабаритных помещений. Как правило, в таких моделях предусмотрена только одна тумбочка, поэтому придется позаботиться о дополнительных местах хранения принадлежностей школьника.
Обратите внимание: угловые письменные столы «Г»-образной формы можно использовать и для занятий за компьютером, и для занятий уроками. Но для расположения именно таких моделей рассматриваемого вида мебели понадобится много места.
Оптимальным решением специалисты называют приобретение цельного гарнитура для детской комнаты. Получится компактно разместить не только рабочее место ребенка и места для хранения школьных/учебных принадлежностей, но и предусмотреть полочки, ящики, корзины для хранения игрушек, вещей, предметов обихода. Да, такие цельные гарнитуры стоят дорого, но и уровень качества, функциональности у них очень высокий.
Выбираем стул к письменному столу школьника
Очень важно не только выбрать «правильный» письменный стол, но и уметь подобрать к нему стул – от того, насколько удобно и правильно сидит ребенок при работе за столом, будет зависеть его здоровье. Основное требование к стулу – сиденье и спинка его должны быть жесткими. Но это еще не все – обязательно запомните, какая высота сиденья стула должна быть у школьника, в зависимости от роста последнего.
Врачи рекомендуют придерживаться следующих нормативов:
- рост ребенка 110-115 см – высота края сиденья должна быть 26 см;
- рост ребенка 115-130 см – высота стула от пола до края сиденья должна быть 30 см;
- рост ребенка 130-145 см – расстояние между краем сиденья и полом должно быть 34 см;
- рост ребенка 145-160 см – высота края сиденья от пола должна быть 38 см;
- рост ребенка 160-175 см – от пола до края сиденья должно быть 42 см;
- рост ребенка выше 175 см – описанные расстояние должно быть 46 см.
Когда уже приобретете и письменный стол для школьника, и стул, то внимательно следите за тем, как ребенок расположен за рабочим местом. Врачи утверждают, что правильная посадка должна выглядеть следующим образом:
- ноги ребенка полностью стоят на полу (на полную стопу);
- локти лежат на письменном столе;
- спина школьника располагается параллельно к спинке стула и плотно прижата к ней;
- между краем столешницы и солнечным сплетением ребенка должна помещаться его ладонь.
Как правильно расположить письменный стол в детской комнате
Рекомендуем прочитать: Детская комната для двоих: планировка и дизайн
Конечно, все зависит от размеров детской комнаты, но нужно учесть несколько основных моментов:
- стол должен быть хорошо освещен – оптимально свет должен падать сбоку;
- неплохим вариантом является установка письменного стола непосредственно возле окна, но в таком случае его нужно будет отодвинуть от радиатора отопления на 15-20 см – это обезопасить ребенка от сквозняков и слишком сухого воздуха, сохранит мебель;
- если стол письменный угловой, то обязательно нужно его располагать в углу, который ближе всех находится к окну;
- если обустраиваете детскую комнату для двоих, то стол должен находиться возле окна, иметь одну столешницу, но два стула и условное разделение рабочего пространства.
Письменный стол для школьника – важный элемент в его комнате. Производители предлагают достаточно много моделей рассматриваемого вида мебели, поэтому нужно знать, какие требования предъявляются к конкретно письменному столу школьника.
Размер школьной парты
Школьная парта – не сменный спутник школьника на протяжении нескольких часов 5 дней в неделю, поэтому от её выбора напрямую зависит, какой будет осанка ребёнка. Рабочее место должно быть не только привлекательным, но также комфортным и функциональным, способствовать нормальному учебному процессу. В случае неправильного выбора мебели последствия могут быть плачевными – нарушенная осанка, проблемы с позвоночником, ухудшение зрения. Какой размер школьной парты оптимален и какие к ней предъявляются требования?
Виды школьных парт
Многие ошибочно полагают, что школьные парты практически ничем друг от друга не отличаются – на самом деле, каждая из них предназначена для определённых занятий. Существуют ученические обыкновенные и специальные столы (для кабинетов рисования, черчения, иностранных языков, химии и пр.). В магазинах можно найти 2 типа парт: 1-местные и 2-местные. Конструктивно они бывают:
- С регулируемой по высоте столешницей, которая настраивается, зависимо от роста школьника.
- Нерегулируемые, в которых наклон столешницы и общая высота неизменны.
Для начальных классов привычны парты, которые представляют собой моноблочную конструкцию – стол объединён со скамейкой. Для маленьких детей это наилучший вариант, который способствует сохранению их здоровья. Но лучшим выбором станет ортопедическая современная парта, с которой осанка будет всегда правильной, поскольку столешница гибко регулируется по высоте, а также наклону.
Предъявляемые к мебели требования
Стандарты соответствия школьных столов разработаны в СССР десятки лет назад, однако, назвать их комфортными нельзя. В большинстве случаев регулировать высоту парты и столешницы невозможно, что сказывается на удобстве занятия – подходящий одним детям, для других стол низкий либо высокий, зависимо от роста. Что касается требований, то обязательно соответствие мебели:
- росту и возрасту ребёнка;
- особенностям учебного процесса;
- комнатной площади.
Кроме того, при изготовлении учебных парт должны использоваться лишь экологичные материалы, они должны легко чистится и быть простыми в пользовании. Основные условия представлены в ГОСТ 22046-02 – мебель в обязательном порядке проходит сертификацию, о чём свидетельствуют специальные документы. Эксплуатационный срок стола не должен быть меньше, чем 10 лет.
Стандартные размеры стола для учеников
Высота парты выбирается, зависимо от роста ребёнка, при этом результаты исследований свидетельствуют о том, что разница у сидящих детей в 10–15 см никоим образом не влияет на осанку. По этой причине выпускаемые столы разделяются на 5 групп с различием в 15 см по высоте, чтобы можно было подобрать наилучший вариант для каждого ученика:
- А — высота стола 53–58 см, допустимый рост – до 130 см.
- Б — высота стола 59–63 см, допустимый рост – 130 – 145 см.
- В — высота стола 64–69 см, допустимый рост – 145 – 160 см.
- Г — высота стола 70–74 см, допустимый рост – 160 –175 см.
- Д — высота стола 75–82 см, допустимый рост – свыше 175 см.
1 и 2 категории предназначены для начальных классов, в средних должны присутствовать столы от 3 до 5 категорий, чтобы детям с разным ростом заниматься было одинаково удобно. При этом парты расставляются по возрастанию – сначала 3-я категория, потом несколько 4 и в конце – 5. Наиболее комфортную регулируемую мебель редко можно встретить в школе, хотя она является лучшим вариантом.
Нормативные особенности
Основой для школьных столов служит металлический каркас (чаще всего профильная труба 25х25 с толщиной стенок 1,2 мм). Срок службы мебели значительно продлевается за счёт порошковой покраски, которая предохраняет её от коррозии. Стандартная столешница выполняется из фанеры толщиной 6–12 мм, ЛДСП или мебельного щита. В последнем случае на поверхность наносится гипоаллергенный бесцветный лак. Критерии соответствия стола для здорового и правильного расположения ученика:
- Расстояние между коленями и нижней частью столешницы не должно препятствовать движению. Оптимальным считается значение в 10-15 см.
- Локти находятся со столешницей на одном уровне, плечи расправлены при этом.
- Ступни должны твёрдо стоять на полу при сидении. Угол между бедром и голенью — 90 град.
- Во время учёбы не должно возникать напряжения в коленях.
Также следует проследить, чтобы край парты был на одном уровне с нижней частью грудной клетки ребёнка. В этом плане, в очередной раз, преимущество за регулируемым столом – его можно максимально точно настроить под индивидуальные особенности школьника и изменять их по мере его взросления.
Правильная осанка
Сидячие занятия составляют большую часть учебной программы, поэтому следует уделить максимальное внимание правильной посадке за столом. Во время сидения тело ребёнка находится в неустойчивом равновесии, при этом менее утомительно положение, в котором мышечные усилия для его поддержания минимальны. Это свойственно прямой посадке, когда туловище расположено вертикально, поскольку центр тяжести расположен над точками опоры. Больший комфорт достигается возможностью переноса центра тяжести на опору, например, на спинку.
Правильно подобранная парта предоставляет множество дополнительных удобств для школьника. К примеру, он может комфортно расположить предплечья на столе и писать – при этом ему не нужно будет облокачиваться либо наклоняться вперёд. В таком случае ученик практически не будет утомляться, ведь все усилия будут тратиться лишь на письмо, так как руки не выполняют опорную функцию. Наименее утомительно также прямое расположение головы – при отсутствии её наклона не устают шея и спина. Наклонные столешницы наиболее привлекательны с точки зрения результативности учёбы, поскольку информация, которая воспринимается под прямым углом, усваивается лучше всего.
Обилие предложений на рынке даёт возможность подобрать парту для школьника по многим параметрам. В таком случае он не будет уставать, занятия будут легче ему даваться. Кроме того, как показывает практика, учёба за столом, в выборе которого ребёнок принимал непосредственное участие, гораздо результативнее.
Подпишитесь на наши Социальные сети