Содержание
- Развивающие игры для детей от 1 года 3 месяцев. Развитие моторики и не только
- 1. Сортировать предметы
- 2. Играть с водой
- 3. Просеивать крупы через ситечко
- 4. Собирать пазлы из 2 частей
- 5. Резать овощи и фрукты
- 6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
- 7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку
- 8. Собирать грибы/ягоды
- 9. Одевать кукол, накладывая одежду
- 10. Изучать противоположности на реальных предметах
- 11. Играть с простыми мозаиками
- Ребенок 1 год 3 месяца
- Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров
- Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ
- Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца
- Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца
- Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
- Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца
- Рацион питания ребенка в 3 года: правила и особенности
Развивающие игры для детей от 1 года 3 месяцев. Развитие моторики и не только
В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.
Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.
Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года» по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности игры с колпачками, со шнуровкой, с крупами, игры на освоение орудийных действий.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:
1. Сортировать предметы
В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.
Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.
Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.
Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.
Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.
Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.
Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.
Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть
Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам «Формы» или «Животные»
Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.
2. Играть с водой
По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика. Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.
Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.
Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.
3. Просеивать крупы через ситечко
Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой Марией Монтессори. Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.
В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.
4. Собирать пазлы из 2 частей
Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая «пазломания» у нас началась в 1,5 года.
5. Резать овощи и фрукты
Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon, KoroBoom, My-shop). Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.
Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками
6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.
Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из колпачков. Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.
Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.
7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку
Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.
Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.
8. Собирать грибы/ягоды
Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).
Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.
9. Одевать кукол, накладывая одежду
С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon, My-shop, KoroBoom) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни — надевай все, что душе угодно.
Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.
10. Изучать противоположности на реальных предметах
Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?
- Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.
- Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.
- Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!
- Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.
Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!
11. Играть с простыми мозаиками
А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.
Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.
На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Ребенок 1 год 3 месяца
Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.
Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).
Может иногда ползать.
Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
Ходит по доске, лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):
- по показу,
- по слову взрослого,
- самостоятельно.
Шевелит пальцами, вращает кистями рук.
Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров
1 год 3 месяца | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 9,6 | 12,4 |
Вес девочек, кг | 9,2 | 11,5 |
Рост мальчиков, см | 75,9 | 83,0 |
Рост девочек, см | 74,5 | 81,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 46,1 | 49,5 |
Окружность головы девочек, см | 45,2 | 48,3 |
Окружность груди мальчиков, см | 46,8 | 53,4 |
Окружность груди девочек, см | 47,3 | 52,3 |
Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ
Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.
Игровые действия:
Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).
Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):
- по подражанию,
- по собственной инициативе.
Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- по собственной инициативе.
Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.
Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца
Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.
Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):
- в момент радости,
- при удивлении,
- констатируя знакомые явления,
- в процессе двигательной активности,
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- в процессе своих игровых действий.
Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).
Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца
Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
«Вытирает» руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.
Рацион питания ребенка в 3 года: правила и особенности
Каждый день дарит непоседе 3-летнего возраста массу впечатлений и новых навыков. Игры становятся подвижными и продолжительными, в движениях появляется точность и уверенность. Да и подрастает малыш не по дням, а по часам.
.com. Tverdohlib.com.
Эмоциональные и физические нагрузки требуют сбалансированного и энергетически полноценного питания для растущего организма. В этом возрасте рацион ребенка включает практически весь набор продуктов, а 20 молочных зубов успешно справляются с жеванием, не требуя перетертую в пюре пищу.
Однако функциональная лабильность органов пищеварения диктует свои правила в организации комплексного питания трехлетнего ребенка. Суточный рацион обязательно должен включать витамины, белки, жиры и углеводы, источниками которых являются разнообразные продукты.
Пищевая ценность
Белки животного происхождения
На белки возложены особые задачи: формирование иммунитета, транспорт питательных веществ и основная, строительная функция. Как кирпичики, в организме ребенка они участвуют в построении новых тканей и способствуют росту. Основными источниками белка в рационе служат:
- мясо;
- печенка;
- молоко;
- яйца;
- рыба.
В сутки ребенку 3 лет необходимо 70-85 г нежирной телятины, говядины, свинины или курятины. Исключается жирное утиное и гусиное мясо.
Мясо можно предложить в отварном виде в супах, щах и борщах, а в качестве второго блюда приготовить небольшие тушеные кусочки с овощами или использовать в виде фарша для котлет, голубцов, тефтелей, фаршированного перца, фрикаделек. Из мяса и печени получаются отменные домашние паштеты с добавлением сливочного масла. Оптимальные способы приготовления мясных продуктов – на пару и тушение.
Состав яиц универсален по содержанию белка, незаменимых аминокислот, антиоксидантов, витаминов и минеральных веществ. В желтке имеется до 5 г жира с высоким содержанием лецитина, улучшающим работу клеток мозга и печени. Для детей, достигших трех лет, достаточно употреблять через день одно вареное яйцо или омлет. Сырые яйца в детском меню противопоказаны.
Традиционным поставщиком белка для организма ребенка остается молоко. Суточное количество составляет до 500 мл. Молоко используется в кашах, запеканках, омлетах. Его предлагают малышу 3 лет после кипячения, пастеризации, в составе молочных киселей. Продукт полезен и в кислом виде: творог, ряженка, кефир, сметана, йогурт. Кстати, кисломолочные продукты можно использовать как заправку к овощным салатам. С 3-летнего возраста в рацион вводится неострый сыр, в том числе плавленый.
С какого возраста давать ребёнку ряженку.
Ежедневное меню ребенка должно содержать жиры в количестве 50-60 г. Часть из них поступает в пищу с мясом, рыбой, молоком, а часть входит в состав детских каш и салатов. Лучшим выбором для ребенка будет растительное масло (подсолнечное, оливковое, кукурузное, соевое) в количестве 6 г в сутки. Жиры животного происхождения представлены в ежедневном детском рационе сметаной (10 г) и сливочным маслом (17 г). Масло употребляется в свежем виде, так как термическая обработка нивелирует полезные качества продукта и наделяет его вредными свойствами. Во вторые блюда его добавляют на завершающем этапе приготовления. Сливочное масло предлагается малышу с бутербродами и рассыпчатыми кашами.
Углеводы
По мнению диетологов, злаковые поставляют в рацион около 40 % углеводов – источников энергии для малыша в 3 года. Они содержатся в хлебобулочных, макаронных изделиях и кашах. Ассортимент последних разнообразят нерафинированные крупы с высоким содержанием витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Приготовленные на воде, овощном отваре или молоке, такие каши легко усваиваются. В меню ребенка целесообразно включать блюда из круп на завтрак или ужин.
Рассыпчатые гречневые, рисовые, перловые и пшенные каши, кукурузные и овсяные поставляют в организм ценные растительные белки и углеводы, крахмал, витамины группы B, комплекс макро- и микроэлементов. Они используются как гарниры к мясным, рыбным и овощным блюдам или попадают в рацион в виде сладких десертов с добавлением фруктов. В настоящее время утратила популярность манная каша. Высокое содержание белка в ее составе компенсирует низкое количество витаминов и микроэлементов. Кроме того, считают диетологи – этот продукт питания способствует развитию рахита.
В меню ребенка появляются макаронные изделия и блюда из муки: блинчики, клецки, оладьи. В 3 года малыш получает до 200 г каши через день, около 100 г мучных изделий, включая хлеб из отрубной, ржаной и пшеничной муки.
Легкоусвояемые углеводы содержатся в разрешенных детям сладостях. В три года оптимальное количество сахара (глюкозы) в сутки составляет не более 40 г с учетом его содержания в компотах и соках. Чрезмерное увлечение сладкими блюдами грозит нарушением обмена веществ и ожирением, появлением кариозных зубов. Лучшее время для приема сладких блюд – полдник, где снизить калорийность продуктов помогут кисломолочные напитки, несладкий компот из сухофруктов или пакетированный чай с добавлением ромашки, улучшающей пищеварение.
Рыба
Особое место среди продуктов питания для детей, достигших трех лет, занимает рыба. Ее белки легко усваиваются, богаты аминокислотами, жирорастворимыми витаминами и микроэлементами. Рыба содержит особые жирные кислоты омега-3 и омега-6, обладающие полезными свойствами. Они принимают активное участие в совершенствовании нервной системы малыша, развитии речи, повышают умственные способности. Витамин D способствует усвоению кальция и фосфора, обеспечивая формирование здорового опорно-двигательного аппарата.
Суточная потребность в рыбе составляет всего 20 г. Детские диетологи рекомендуют устраивать «рыбные дни» два раза в неделю, включая в меню ребенка 70 г рыбы в отварном, запеченном или тушеном виде. Из мяса морских обитателей готовят котлеты, фарш для блинчиков, тефтели, биточки и суфле. Предпочтение отдается морской рыбе с небольшим количеством костей или филе минтая, хека, камбалы, судака.
Витамины
Полезные витамины и минералы содержатся во многих продуктах питания, но овощи и фрукты считаются их основными источниками. Ежедневный рацион должен включать 250 г фруктов и 250 г овощей, где картофелю отводится около 100 г.
Фрукты для детей 3-х лет показаны как в свежем виде, так и в разнообразных блюдах: запеканках, компотах, киселях и соках. Наряду с комплексом витаминов они содержат пектин – растительный полисахарид, который улучшает секреторную, моторную функцию кишечника и выводит токсические вещества из организма. При выборе фруктов предпочтение отдают типичным представителям своего региона, избегая экзотики.
Овощи, богатые клетчаткой, выполняют функцию естественных пребиотиков. В толстом кишечнике волокна растительного происхождения создают условия для питания и размножения полезной микрофлоры, что препятствует появлению дисбактериоза. Овощи дают в сыром виде – салаты и овощные соки. Они также подходят для приготовления гарниров к мясу и рыбе. Зелень укропа, петрушки и лука широко используется в первых и вторых блюдах.
Свежие овощи и фрукты представляют ценность для детей, являясь продуктами, требующими пережевывания. Детские стоматологи настаивают на необходимости жевательной нагрузки для профилактики формирования неправильного прикуса.
Режим кормления
Педиатры и диетологи рекомендуют четырехкратный прием пищи для детей 3-х летнего возраста. Расчеты основываются на анатомических и функциональных особенностях системы пищеварения этой возрастной категории.
Известно, что объем желудка в 3 года способен продуктивно усвоить порцию в 350 мл в течение 3,5-4 часов. Тогда суточный объем пищи составит до 1,5 л. Еду следует давать порционно через каждые 4 часа в количестве около 350 мл.
Калорийность пищи, необходимая для покрытия двигательной активности непоседы, роста и нормальной жизнедеятельности всех органов и систем равна 1540 ккал. Известная поговорка, в которой предлагается делиться обедом и отдавать ужин, в данном случае неуместна. Съесть нужно все – завтрак с 25 %, обед с 35 %, полдник с 15 % и ужин с 25 % ккал.
Питание с рациональной нагрузкой на систему пищеварения в течение дня обеспечит полноценное усвоение всех необходимых и полезных для ребенка ингредиентов.
Варианты меню
Завтрак
Обычно в 8-9 часов у детей нарастает активность после сна, появляется аппетит и желание позавтракать. В меню для завтрака можно предложить: омлеты, каши, запеканки, вермишель с тертым сыром, творожные пудинги, картофельное пюре, вареные яйца, хлеб с маслом и сыром или повидлом.
В качестве напитков полезны: кефир, кипяченое молоко, чай или какао с молоком.
Обед
В обеденном меню в 12-13 часов обязательно наличие первого блюда на мясном бульоне или овощном отваре: супы, щи, борщи.
Второе включает мясные или рыбные продукты с овощными гарнирами: тушеные или вареные кусочки мяса, блюда из рыбного или мясного фарша, филе рыбы в запеченном, отварном или тушеном виде, овощные рагу, пюре картофельное и из зеленого горошка, салаты из свежих овощей, заправленные растительным маслом или сметаной, ржаной хлеб.
Фруктовые пюре, соки компоты на десерт.
Полдник
В 16-17 часов во время полдника ребенку в 3 года можно давать сладкие блюда: булочки, плюшки, печенье, хлеб с медом, сладкие запеканки, ватрушки. Рекомендуется употреблять в свежем виде: творог или творожную массу с изюмом и свежими фруктами.
Из напитков предпочтение отдается молоку.
Ужин
В рационе ужина в 20-21 час присутствуют легкоусвояемые и сытные блюда: ленивые голубцы, запеканки из макаронных изделий с сыром или овощами, омлеты, картофельные котлеты, тушеные овощи.
Хлеб на пшеничной муке с повидлом или маслом, молоко цельное, чай с молоком или кефир завершают суточный рацион гурманов в возрасте 3 года.
Нарушение режима питания в качественном и количественном отношении приводит к чрезмерной нагрузке на неустойчивую в функциональном плане пищеварительную систему. Родителям следует помнить, что в возрасте 3-х лет у детей существуют предпосылки к развитию хронических заболеваний органов пищеварения. Поэтому не следует экспериментировать с жирными, острыми и копчеными блюдами в рационе.
Отсутствие аппетита огорчает родителей и вынуждает прибегать к различным ухищрениям, дабы ребенок съел свою порцию любой ценой. В ход идут «ложки за бабушек и дедушек», обещания наградить послушного малыша сладостями. Удачная сделка опасна последствиями. Ребенок теряет ощущения голода и сытости, насильно съеденная пища может спровоцировать рвоту, а при частом повторении подобных ситуаций у детей формируется чувство отвращения от одного вида пищи.
Особая и, к огорчению родителей, многочисленная категория детей, начиная с 3 года жизни, – это привереды. Даже не попробовав новое блюдо, малыш нередко отказывается от него. Не стоит расстраиваться и упрекать ребенка. Не акцентируя внимание на обновленном рационе, новое питание можно добавлять к излюбленным продуктам в небольшом количестве, постепенно увеличивая его объем.
Когда здоровый ребенок не хочет есть
Существуют ситуации, когда заведомо можно спрогнозировать, что кормление не будет успешным:
- Непосредственно после сна. Сонный малыш откажется от еды, так как не испытывает чувства голода. Организм, а значит, и система пищеварения еще не вошли в рабочий режим. Не стоит форсировать события. Физическая активность во время умывания или непродолжительной игры исправит положение, разбудит малыша и его аппетит.
- Ребенок раздражен. Капризный малыш не готов к приему пищи. Проявив выдержку по поводу нарушения графика, родители исправят ситуацию. А придумав, чем отвлечь малыша от негативных переживаний, смогут создать благоприятный фон для кормления.
- Повышенная температура в помещении. Летняя жара или чрезмерное отопление в помещении, где пребывает ребенок 3 лет, повышают отдачу жидкости организмом вместе с дыханием и потоотделением. Как следствие, снижается выработка пищеварительного сока и угнетается аппетит. Возможно, придется пропустить одно из кормлений.
- Перекусы между приемами пищи. Безобидные бублики, сушки, сладкие сухарики и печенье – главные нарушители отлаженного режима кормления. Перекусы снижают аппетит, так как в желудке постоянно находится пища и ребенок не испытывает голода.
Лучшая обстановка для кормления – спокойная атмосфера, активный малыш в хорошем настроении, удобная детская посуда и, конечно, красиво оформленные блюда с применением маминой фантазии.
Развивающие игры для детей от 1 года до 1 года и трех месяцев
Примерные игры-занятия с ребенком 1 г.-1 г. 3 мес.
Программное содержание
Ребенка учат выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 5 одинаковых колец, вкладывать полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы) меньший большим. Малышу показывают, как можно собрать игрушку из 2-х частей (матрешку, бочата). В играх с ребенком используют предметы, сделанные из различных материалов (металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань), издающие различное звучание (колокольчик, бубен, погремушку).
Занятие с кубами
Цель: В процессе практических действий знакомить ребенка с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.
Материал: 8 кубов одного размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 см и 5х5х15 см
Ход занятия: Мама дает ребенку плоскую коробочку, закрытую крышкой. «Что там?» — спрашивает взрослый, встряхивая коробочку. Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. Мама учит малыша действию последовательного выкладывания предметов, то есть один за другим. В конце пустая коробочка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробка закрывается крышкой и встряхивается: «Не гремит. Пустая коробочка» — констатирует мама. Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: «Тук-тук! Что там?» Мама наклоняет высокую коробочку и один за другим, приемом встряхивания, передает малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: «Нет! Ничего нет!» В третьей части занятия мама с ребенком строят башенку, а затем поезд. Кубы накладываются вертикально или прикладываются один к другому в горизонтальной плоскости.
Занятие с цветными колпачками
Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) — «колпачками».
Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.
Ход занятия: Мама ставит перед малышом игрушку — колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Мать придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращает внимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно (в ряд) выстраивает один за другим. Во второй части занятия мама на глазах ребенка «свертывает» все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется. На последующих занятиях мама показывает, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший.
Занятие с матрешкой
Цель: Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая. Материал: Две игрушки — большая и маленькая. Из коробок вырезается или методом перегиба картонной планки делается два столика: большой и маленький.
Ход занятия: Для игры с матрешками можно придумать занимательный сюжет. Например, они могут кататься на машинках, танцевать, играть «в прятки»: прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком. В конце занятия мама предлагает «напоить» их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики, большую — за высокий (большой) столик; маленькую — за низкий (маленький). Чашки подготавливают заранее, из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой. Мама ярко обыгрывает ситуацию чаепития, матрешки благодарят ребенка. Взрослый еще раз закрепляет полученные малышом знания, показывая матрешку маленькую и матрешку большую. Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, просит показать, где «большая», а где «маленькая» матрешечка. Величина предметов подчеркивается голосом (у маленькой — голосок тоненький). Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.
Занятие с колечками
Цель: Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Учить ребенка брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку. Материал: Пирамидка — одноцветные кольца (диаметром не менее 8—9 см, 5—6 шт.) на стержне.
Ход занятия: Перед ребенком лежит 5—6 колец одинакового размера. Мама побуждает малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учит ребенка брать кольцо кончиками пальцев. «Соберем пирамидку!» — предлагает мама. Она первая придвигает к себе стержень и опускает на него кольцо. Затем предлагает повторить ее действие. Если малыш затрудняется, мать его ручкой выполняет действие, или снова повторяет показ. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается в верхней его части, падая на опору, издает звук. «Тук!» — весело комментирует мама, побуждает повторить звукоподражание. Затем пирамидка собирается полностью. Мама акцентирует внимание ребенка на результате его «работы». Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала. Можно повторить сбор пирамидки с кольцами другого цвета. Таким образом, малыш видит собранные им две пирамидки разного цвета. Мама подчеркивает их цвет.
Занятие с шариками
Цель: В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.
Материал: 8 шаров (диаметром 4 см) одного размера и цвета. Лоток для скатывания шаров.
Ход занятия: Мама предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенок действует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мама прокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводить сидя на ковре. Затем мама берет коробочку и предлагает малышу пo одному принести шары, которые вновь собирают в коробку. В следующей части занятия ребенка учат скатывать шары по желобку. Его можно сделать из картона. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.
Занятие «Что в кастрюльке?»
Цель: Знакомить ребенка с различными предметами, помогать ему запоминать их названия.
Ход занятия: Мама показывает ребенку кастрюльку: «Что там?» Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мама предлагает их рассмотреть. Она вкладывает в руки ребенка то один предмет, то другой, предлагает провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. «Это — огурчик зеленый, это — морковка», — говорит она. Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим
Инсценирование с помощью игрушек.
Взрослый проводит показ несложных сюжетов с помощью игрушек среднего размера, например с куклой, матрешкой, уточкой. Включает в инсценирование игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку). Проводит с этими игрушками показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании с куклой закрепляется представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка).
Рассматривание картинок
Ребенка учат узнавать изображения знакомых предметов. Для рассматривания предлагают картинки, на которых изображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическом положении (кукла «ляля», собачка «ав-ав», уточка «га-га»).
Знакомство с художественной литературой
Занятие с куклой
Цель: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям (кукла — «ляля», собачка — «ав-ав»). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание. Учить малыша по картинке узнавать знакомые предметы, называть их облегченными словами.
Материал: Кукла среднего размера (30—40 см), собачка (20—25см). Две картинки, на которых изображена кукла и собачка.
Занятие с игрушечным автомобилем (машиной).
Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Учить понимать слова, обозначающие действия предмета («Машина — «би-би» — поехала, остановилась»)
Ход занятия: Мама приглашает малыша поиграть. За дверью раздается звук бибикающей машины. «Что это? Слышишь: «би-би-би»?» В комнату въезжает машина. Примечание: мама находится в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так взрослый усиливает ориентировочную активность малыша. Во второй части занятия разыгрывается сценка поездки машины, вводятся новые слова — «би-би» поехала: «би-би-би», машина гудит: «би-би-би». «Как гудит машина, повтори!» — просит мама. В процессе занятия взрослый акцентирует внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала. В активный словарь ребенка мама пытается ввести слова: «би-би» и «бибикает», в конце строит предложение: «Биби бибикает». В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: «Ляля» поехала; остановилась «би-би». Сценка «кукла в машине» разыгрывается ситуативно, взрослый придумывает разные несложные коллизии сюжета, забавляя малыша. Вводит новые и повторяет знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Активизирует речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости. Примечание: Занятия необходимо повторять 2—3 раза, усиливая впечатления и закрепляя знания малыша.
Чтение потешки «Ладушки-ладушки»
Цель: Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.
Занятие — игра «Поручения»
Показ предметов в действии. Разыгрывание с несколькими предметами несложного сюжета с использованием обобщения действий («Собачка села. Кукла села. Саша сел на стульчик»). Игра «Поручения» это выполнение словесного поручения, состоящего из одного действия при участии и помощи взрослого.
Материал: Кукла, собачка (мишка, Буратино).
Ход занятия: Игра с предметами разворачивается ситуативно. Взрослый придумывает сюжет, исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, вначале пришла матрешка, затем — собачка, и так далее. Затем они поочередно садятся, танцуют, поют. «Матрешка танцует, собачка танцует, кукла танцует», говорит взрослый.
Показатели развития ребенка к 1 году 3 мес.
|
Возраст 1 год и 3 месяца – один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.
Нормы физического развития детей
Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.
Мальчики:
- рост – 76-82 см;
- вес – 9-11,5 кг;
- окружность головы – 45-48 см.
Девочки:
- рост – 74-80 см;
- вес – 9,5-11 кг;
- окружность головы – 44-47 см.
В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.
Распорядок дня
В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: питание ребенка в 1 год: меню от Комаровского По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов – так малышу наиболее комфортно и удобно.
Особенности питания малыша
Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.
Основные нюансы
Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.
Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.
Меню ребенка
Меню может состоять из следующих блюд:
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: примерное меню для ребенка 1 года на неделю с рецептами вкусных блюд
Прием пищи | 1-й день | 2-й день | 3-й день |
Завтрак |
|
|
|
Обед |
|
|
|
Полдник |
|
|
|
Ужин |
|
|
|
Развитие и навыки ребенка
В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями – так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.
Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: как научить ребенка определяться по времени на часах?).
Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.
Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.
Двигательные навыки
Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает – отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 4 месяца: что он должен уметь?
Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.
Развитие речи
В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам – многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции – отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.
Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.
Бытовые навыки
Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как быстро научить ребенка проситься на горшок?) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:
- просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
- он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка самому держать ложку и кушать?);
- предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
- зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.
Развивающие занятия для малыша
Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным – например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.
Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.
Полезные упражнения, улучшающие развитие:
- Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
- Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
- Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
- Перекатывайте мяч – сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
- Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.