Ананас

Детский центр

Ребенок 4 лет не слушается

Автор adminна 21.05.202021.05.2020

Родители часто жалуются на то, что ребенок 9 лет не слушается, не желая признавать того, что в первую очередь это ошибка их самих. Дети могут вести себя капризно и в 2 года, и в 6 лет, и в 9, но для каждого возраста существуют свои причины, а разобраться в них нужно в кругу своей семьи. Именно родители, как самые любящие и понимающие для ребенка люди, должны помочь ему преодолеть этот барьер и избавиться от своего непослушания. Но не у всех хватает знаний и терпения, поэтому такие семьи часто становятся пациентами у психолога. В этом нет ничего страшного. Более того, именно специалист поможет быстрее и правильнее разобраться в сложной ситуации.

Содержание

  • С непослушанием нужно бороться
  • Стиль воспитания
  • Причины непослушания
  • Как побороть непослушание?
  • Можно ли считать непослушание психическим отклонением?
  • Суть проблемы
  • Причины детского непослушания
    • Ошибки в воспитании
    • Личностные особенности
    • Физиология
  • Сопутствующие симптомы
  • Что делать с непослушным ребёнком
    • Профессиональная помощь
    • Препараты
    • Как воспитывать
  • Профилактика
  • Ответы психолога
  • Особенности проявления непослушания в разном возрасте
  • Почему дети не слушаются родителей
  • Что делать, если ребенок непослушный?

С непослушанием нужно бороться

Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.

Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Стиль воспитания

Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через стиль воспитания.

Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.

Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, истерик, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.

Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.

Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.

Причины непослушания

Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.

Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.

Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано. И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее. Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Метки:Не слушается

Непослушный ребёнок — это упущение родителей, личностные особенности характера или неврология? Речь идёт не о единичных случаях бунта, когда провоцирующим фактором становится какое-то событие. Проблема заключается в постоянных истериках и дома, и в общественных местах. Такие дети отличаются неуправляемым поведением, с ними трудно совладать в детском саду и в школе, они не признают авторитетов. Возможно ли их перевоспитать и какие способы для этого предлагает психология?

Суть проблемы

Для начала родителям нужно осознать, что капризные, истеричные и непослушные дети — это далеко не мило. И если в 2 года надутые губки и приказной тон могут восприниматься как шарм и обаяние, то в 4 и 5 лет, когда это входит в привычку, такое поведение начинает раздражать всех окружающих.

Почему эта проблема так важна в психологии и педагогике?

Во-первых, детское непослушание портит личность самого ребёнка. У него стираются границы дозволенного, он не умеет вести себя в обществе. Это приводит к асоциальному и деструктивному поведению. В будущем это чревато одиночеством, изолированностью, аутизмом и прочими серьёзными последствиями.

Во-вторых, это вызывает нервные расстройства у родителей и провоцирует внутрисемейные конфликты. Когда оказывается, что прелестный капризный шалун вырос в непослушного и неуправляемого ребёнка, мать и отец нередко стараются сбросить с себя ответственность за собственные упущения в его воспитании и взвалить её друг на друга.

В-третьих, это приводит к социальным конфликтам: ребёнка — с его ровесниками, родителями, воспитателями и учителями; родителей — с ребёнком и теми взрослыми, которые сталкиваются с его непослушанием. Правила пребывания в детском саду и школе предполагают соблюдение определённых общественных норм в поведении, которые в данном случае попираются и приводят к негативным последствиям.

Если копать глубже, непослушные детки — проблема гораздо более масштабная, чем может показаться. Согласно статистике, именно из них вырастают члены неформальных группировок, аутисты, суицидники и преступники. Причина их асоциального и девиантного поведения в неприятии правил и законов общества, которое корнями уходит в детство.

Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее решить.

Причины детского непослушания

Самые частые причины — ошибки в воспитании, которые вольно или невольно совершают родители. Вторые по распространённости — физиологические особенности, когда всему виной становятся неврологические и психологические проблемы. И, наконец, оно может быть обусловлено возрастными кризисами и становлением личности.

Ошибки в воспитании

Ошибка 1. Недостаток воспитания

Родители по каким-то причинам не хотят или не могут заставить ребёнка контролировать своё поведение. Часто они списывают непослушание на кризис, личностные качества, наследственность — на что угодно, лишь бы снять ответственность с себя и не тратить силы и нервы. Самая популярная отговорка: «В этом возрасте современные дети все такие».

Ошибка 2. Запрет на взросление

Родители относятся к нему как к маленькому слишком долгое время: сюсюкаются, потакают во всём, балуют, не дают нести ответственность за собственные поступки и принимать самостоятельные решения. Однако уже в 2 года к нему необходимо относиться как к личности со своими потребностями, уважать и прислушиваться к его мнению. Если этого не происходит, и в 5 лет, и в 10 он будет считать себя маленьким и требовать удовлетворять свои капризы, полагая, что все окружающие ему чем-то обязаны.

Ошибка 3. «Во всем виновато общество»

Некоторые родители объясняют это дурным влиянием общества: у них могут быть виноваты воспитатели в детском саду, учителя в школе; родственники, с которыми он проводит время; одногруппники, одноклассники, друзья во дворе, соседские дети; и даже телевизор. В этом лишь доля правды. Взрослые должны отсеивать подобное окружение, если оно несёт лишь негатив.

Ошибка 4. Он — особенный

Непослушные дети часто воспитываются в типичной обстановке:

  • если в семье больше нет детей;
  • если на одного ребёнка толпа родственников;
  • если он с детства обладает незаурядными способностями;
  • если он поздний и долгожданный.

В результате этих ситуаций он становится центром Вселенной, его особенность и отличия от остальных слишком преувеличиваются взрослыми. Соответственно, он требует беспрекословного подчинения себе и даже поклонения.

Ошибка 5. Отсутствие наказания

Многие «продвинутые» родители считают наказание пережитком прошлого и любят везде говорить о том, что растят ребёнка в полной свободе действий, разрешая ему всё. При таком подходе к воспитанию уже к 5 годам обнаруживаются серьёзные психологические проблемы, потому что не усваиваются ни основные правила существования в обществе, ни запреты на определённые модели поведения, ни сущность слова «нельзя».

Ошибка 6. Неправильное общение в семье

Если члены семьи допускают между собой грубости, к кому-то относятся с пренебрежением, не следят за своей речью, ругаются, предъявляют друг к другу завышенные требования, нечего удивляться, что ребёнок будет вести себя точно так же. Для него именно взрослые являются примером.

Ошибка 7. Комплекс родительской неполноценности (или вины)

Некоторые родители сами слишком мягкие по характеру и не могут ни к кому относиться с жёсткими требованиями, тем более к своему ребёнку. Или же мать-одиночка, например, чувствует вину перед ним за то, что не смогла обеспечить полноценную семью. Результат — избалованность и непослушание.

Ошибка 8. Печальный опыт

Если родители в прошлом потеряли ребёнка, в большинстве случаев второго они окружают гиперопёкой, пытаются оградить от любых волнений и стрессовых ситуаций. Он растёт в изоляции, у него формируется неправильное представление об обществе, он не умеет себя в нём вести.

Ошибка 9. Неправильная мотивация

Одна из самых распространённых родительских ошибок. Бесполезно просить ребёнка убраться в комнате только потому, что вы хотите порядка. Мотивация должна быть в его интересах: например, он должен это сделать, чтобы освободить пространство для новой игры или потому что можно пригласить друзей в гости.

Личностные особенности

Дети становятся непослушными, если они:

  • чувствуют недостаток родительской любви — так они пытаются привлечь к себе внимание взрослых;
  • самоутверждаются как личность;
  • мстят за старые обиды;
  • ревнуют к членам семьи (к новорождённому, отчиму);
  • постоянно сравнивают себя с другими не в свою пользу;
  • не хотят быть похожими на остальных;
  • обладают слишком низкой или завышенной самооценкой;
  • не уважают родителей.

Исправить непослушного ребёнка в данном случае одним только родителям, без помощи профильного специалиста, будет трудно. Проблема сугубо психологическая, поэтому и решать её должен профессионал.

Физиология

  • Психические расстройства;
  • патологии, перевозбуждение нервной системы;
  • неврологические заболевания;
  • травмирующие ситуации;
  • стрессы;
  • гиперактивность.

Если у вас растёт ребёнок, поведением которого вы не можете управлять, необходимо для начала понять причины, почему он такой. Чаще всего родителям трудно объективно оценить собственные усилия по воспитанию, поэтому желательна помощь со стороны.

Пример из практики. На приём к детскому психологу мама привела 6-летнего дошкольника — совершенно неуправляемого и непослушного. В таком поведении она винила бабушку, с которой он проводил первую половину дня, пока родители были на работе (от детского сада семья решила отказаться). В ходе беседы со всеми участниками воспитательного процесса выяснилось, что как раз с бабушкой мальчик вёл себя совершенно адекватно. Она была учительницей в прошлом, занималась с ним, готовила его к школе, никогда не повышала на него голос.

Когда психолог увидела общение бабушки и внука, она не узнала последнего: настолько спокойным и адекватным он казался. Но, как только в кабинете появлялась мама, он менялся кардинально: вёл себя вызывающе и закатывал истерики. Причина лежала на поверхности: ему не хватало именно её любви, и таким образом он пытался привлечь к себе внимание. Оказалось, что она забирала его от бабушки поздно вечером, а иногда оставляла у неё на несколько дней.

Сопутствующие симптомы

Как распознать, что непослушание — не единичный случай бунта, который может спровоцировать любая стрессовая ситуация, а более глубокий и серьёзный процесс асоциальности? Чтобы своевременно увидеть проблему, понаблюдайте за другими симптомами, которые обычно ей сопутствуют:

  • постоянная, ничем не обоснованная тревога;
  • резкая перемена настроения: громкий смех может неожиданно перерасти в плач;
  • проблемы со сном: долго не засыпает, часто просыпается, отказывается вставать по утрам;
  • нервный, судорожный кашель на фоне отсутствия респираторных и лёгочных заболеваний;
  • заикание;
  • диарея;
  • отсутствие друзей;
  • неуправляемые истерики;
  • нервозность, агрессия, быстрая возбудимость;
  • замкнутость;
  • привычка грызть ногти, кусать пальцы, брать в рот различные вещи, сосать кончики волос.

Если на фоне постоянного неповиновения наблюдаются выше обозначенные симптомы, значит, ситуация вышла из-под контроля. Пора предпринимать меры.

Что делать с непослушным ребёнком

Профессиональная помощь

Если ситуация, действительно, запущена, ребёнка следует показать психологу. После собеседования и нескольких занятий, возможно, он перенаправит вас к психотерапевту, чтобы исключить или подтвердить физиологическую природу такого поведения.

Родители часто допускают тотальную ошибку: надеются, что они в состоянии сами перевоспитать собственное чадо. Однако далеко не у всех на это хватает времени и терпения. А ситуация может только усугубляться. Поэтому специалисты рекомендуют не медлить и записываться как можно быстрее на приём к детскому или семейному психологу.

Настройтесь на то, что он будет работать абсолютно со всеми членами семьи, с которыми контактирует ребёнок. Это поможет выяснить, почему он не слушается и устранить ошибки в воспитании.

Препараты

Отдельно следует сказать о медикаментозных препаратах, которые родители решаются давать непослушным деткам, подчас даже не посоветовавшись с врачами. Причина — желание угомонить разбушевавшегося ребёнка, который закатывает прилюдные истерики, всё швыряет, отказывается есть и не ложится спать по времени. Выход из таких ситуаций они видят в том, чтобы дать ему успокоительное или снотворное. Делать этого ни в коем случае нельзя, даже если в инструкции к препарату нет возрастных ограничений, по следующим причинам:

  • это даст лишь временный эффект, но не решит проблему;
  • любые препараты должны назначаться специалистами, особенно для маленьких пациентов;
  • успокоительные и снотворные имеют множество побочных эффектов и влекут за собой ещё большие осложнения для нервной системы, которая у непослушных и так расшатана.

Лекарственные препараты могут быть назначены исключительно по рецепту психолога или психотерапевта.

Как воспитывать

Чтобы воспитать непослушного ребёнка, от родителей потребуется много времени, сил и терпения, но эта проблема решаема.

Станьте ему другом

Начните с налаживания отношений, научитесь с ним контактировать. Ежедневно выводите его на разговор в спокойном тоне о том, что произошло сегодня (в саду, в школе, на улице, дома, в гостях). Учите его анализировать собственные поступки. Как он думает, почему учительница поставила ему «двойку» за поведение на уроке? Чем теперь для него это обернётся (накажут дома, лишат телефона или сладкого, родители расстроятся). А как этого можно было избежать?

Есть специальная психологическая техника, которая срабатывает, если нужно перевоспитать непослушного ребёнка, но её нужно проводить регулярно — после каждого проступка.

  1. «Активное слушание» — дайте ему высказаться по проблемной ситуации, не задавая наводящих вопросов. Так вы покажете свою заинтересованность и можете услышать много нового и интересного.
  2. «Я-высказывание» — одной фразой сформулируйте своё отношение к произошедшему: «Меня расстраивает беспорядок в твоей комнате», «Мне жаль, что ты так и не выучил уроки» и т. д.
  3. Пауза. Мимикой покажите, что вы расстроены и не знаете, что делать.
  4. Решение проблемы — задайте вопрос: «Что будем делать?». Он сам должен проговорить выход из ситуации.

Доверяйте ему, чаще спрашивайте его совета, учитывайте его мнение — и тогда даже самый непослушный ребёнок растает и будет вас слушать.

Научитесь бороться с истериками

Если непослушание проявляется в виде истерик, необходимо выработать стратегию, как к этому относиться, чтобы в будущем их вовсе прекратить. Психологи рекомендуют придерживаться следующей тактики.

  1. Если ему 2-3 года, как только начнёт истерить, отвлеките его внимание на что-то другое. Это должно быть эмоционально и неожиданно: «Смотри, смотри, кто в небе полетел! Видишь?». Пока он всматривается в даль, в которой ничего нет, забудет о причине своего каприза, а вы в это время уведёте его от неё подальше.
  2. В 4 года такая тактика уже не сработает. Единственный выход — не обращать внимания, потому что именно этого он и добивается.
  3. Спустя 2-3 часа после окончания истерики с ним (независимо от возраста) нужно поговорить спокойным голосом о том, что это было плохо, неправильно, что так поступать нельзя и, если в следующий раз это повторится, он будет наказан.
  4. При повторе ситуации после окончания истерики назначается наказание с чёткой формулировкой, за что.

Если данная тактика не срабатывает, ребёнка необходимо показать психиатру или психологу, потому что проблема может быть не в воспитании, а в истеричности характера, невралгии и других факторах.

Создайте кодекс правил

В правильной семье он негласный и прививается уже с 2 лет. Если момент упущен, и непослушание стало серьёзной проблемой в более позднем возрасте, правила придётся прописывать и озвучивать. Можно сделать это в игровой форме. Например, провозгласить Законы Домашнего Королевства, за нарушение которых следует наказание. Главное, чтобы их было не много.

Наказывайте

Один из самых болезненных для родителей и спорных в педагогике вопросов: как наказать непослушного ребёнка? Однозначно не криком, руганью или ремнём. Исключается лишение прогулки (свежий воздух — часть здорового образа жизни), приёма пищи, давно запланированного мероприятия (семейный поход в цирк или зоопарк). Что можно:

  • поставить в угол (не более чем на 10 минут);
  • лишить сладкого;
  • убрать телефон;
  • не разрешить играть с любимой игрушкой;
  • не рассказывать сказку на ночь.

Нельзя заставлять непослушного ребёнка убираться по дому или выполнять что-то, что он не любит (читать, сидеть с младшей сестрой). Это такие моменты, к которым у него должно быть выработано положительное отношение. Если же вы его так наказываете, у него на всю жизнь может остаться этот поведенческий паттерн: он будет ненавидеть делать уроки, пылесосить, мыть посуду и т. д.

При наказании нужно обязательно проговаривать, в чём его вина, что именно он сделал не так, чтобы он это усвоил и больше не повторял ошибок.

Обеспечьте физический контакт

Тактильные ощущения играют в воспитании большую роль. Обнимайте ребёнка, целуйте в щёку, держите за руку, похлопывайте дружески по плечу. Он на физическом уровне должен чувствовать родительскую поддержку. Как показывает практика, предупредить и успокоить любую истерику можно простым психологическим приёмом. Как только чувствуете, что «гроза» неизбежна, опуститесь на корточки или наклонитесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Не отводя взгляда, скажите ему что-то отвлекающее спокойным голосом. В 75% случаев это срабатывает.

Пример из жизни звёздных родителей. Наверняка всем известны молодые Виндзоры — принц Уильям и герцогиня Кейт Миддлтон. У них уже трое детей, и они могут послужить многим образцом, как можно в считанные минуты успокоить ребёнка. Посмотрите видео или фотографии их выходов в свет со старшими детьми (Джорджу 5 лет, Шарлотте 4). Любой акт непослушания с их стороны гасится именно зрительным контактом. Причём за сына всегда отвечает папа, за дочку — мама. Венценосные родители не стесняются на публике присаживаться на корточках рядом с раскапризничавшимся малышом и сказать ему пару ободряющих и успокаивающих слов. Проблема решается в два счёта.

Эти простые рекомендации родителям помогут справиться с непослушным ребёнком не только в отдельных случаях, но и в целом, изменив систему воспитания и внутрисемейных отношений.

Профилактика

Чтобы ребёнок не вырос непослушным, необходимо начать его воспитывать с самого раннего возраста (1,5-2 лет).

  1. Научить его саморефлексии, контролировать собственное поведение. Для этого он должен понимать, что он сделал хорошо, а что плохо. Должен усвоить слова «нельзя», «нет», «не надо».
  2. Воспринимать его как взрослого человека. Позволять совершать ошибки и учиться на них. Дать ему относительную свободу — с той целью, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
  3. Отсеивать дурное влияние со стороны, ограничить общение с теми, кто заставляет его быть непослушным. Это может быть пример соседского задиристого мальчика или отрицательного персонажа из мультсериала. Нередко этому невольно способствует всеобъемлющая любовь бабушек.
  4. Не делать его центром Вселенной.
  5. Растить в системе поощрений и наказаний (не телесных, конечно). Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать (лишиться сладкого, телефона или любимой игрушки).
  6. Не подавать дурной пример, при нём всегда уважительно относиться к другим людям, будь то член семьи или случайный прохожий на улице.
  7. Чтобы воспитать его, не обязательно быть жёсткими. Это не синоним требовательности. Правила и запреты нужно доносить спокойным голосом и без насилия.
  8. Ежедневно разговаривать с ним, обсуждать, что произошло сегодня, что хорошего и не очень он сделал за день.
  9. Не бояться проявлять любовь и заботу, уделять ему достаточно времени, но в то же время предоставить и личностное пространство.

Чем раньше родители займутся воспитанием, тем меньше проблем у них потом возникнет. И помните: самые непослушные дети вырастают в неблагополучных семьях, где отношения между взрослыми и сама атмосфера оставляют желать лучшего.

Ответы психолога

Как уложить спать непослушного ребёнка?

  1. Создайте сонные ритуалы: в одно и то же время производите с ребёнком одни и те же действия в одинаковой последовательности. Чистите зубы, умывайтесь, пейте кефир или молоко, укладывайте спать кукол.
  2. Поговорите о чём-то приятном, но спокойном, не возбуждающем.
  3. Почитайте сказку.
  4. Включите тихую музыку, белый шум, звуки природы.
  5. Погладьте, обнимите, скажите, как сильно вы его любите.
  6. Пообещайте, что, если проблем со сном не будет всю неделю, на выходных вы сходите поесть мороженое.

Как заставить его кушать?

  1. Вовлеките его в процесс приготовления еды.
  2. Украсьте стол, поставьте самую красивую и яркую посуду.
  3. Все приёмы пищи должны быть в одно и то же время. Никаких кусочничаний между ними.
  4. Ребёнок не должен сидеть за столом один. В трапезе должны принимать участие как минимум двое.
  5. Не заставляйте его есть насильно, постарайтесь разговорами на посторонние темы отвлечь его от еды, и он сам не заметит, как съест её.
  6. Не готовьте те блюда, которые он ненавидит.

Как подготовиться к школе или детскому саду, если ребёнок нервный и непослушный?

  1. В первую очередь записаться на обследование у психотерапевта, при обнаружении патологий пройти курс лечения.
  2. Не брезговать консультациями семейного или детского психолога.
  3. Уделять ему больше времени.
  4. Заранее поговорить с воспитателем в саду или учителем в школе, чтобы предупредить их об особенностях его поведения. Выработать с ними единую тактику воспитания.

Даже самые запущенные в плане воспитания дети поддаются коррекции. Их можно взять в руки, привить навыки общения, помочь в социальной адаптации. При правильной линии поведения со стороны родителей и профессиональных консультациях проблема решаема, но до определённого возраста. Если рекомендуемые меры не были предприняты до полового созревания, в подростковом периоде это чревато расстройствами личности и девиантным поведением.

Читайте также: Кризис 1 года у ребёнка


Нужно придерживаться определенных принципов:
1. Постарайтесь быть верными своему слову. Если вы сказали ребенку, что не выполните его желание, то нужно и стоять на своем. А вот если что-то пообещали, то, как бы ни было трудно, обещание нужно выполнить;
2. Держите себя в руках;
3. Не переходите на повышенные интонации, даже если вас раздражают капризы ребенка. Как бы вас не раздражало капризное поведение ребенка, реагируйте на это спокойно, дайте ему понять, что криком он ничего не добьется. Если истерика усиливается, попробуйте обнять ребенка, дайте ему почувствовать вашу любовь. В диалоге с ребенком проявите чувство сопереживания: «Да, я понимаю, и мне тоже очень грустно…»;
4. Не превращайтесь в наседку
Поощряйте и приветствуйте самостоятельность ребенка. Начните с ним совместную игру, которая до этого не вызывала у него интереса, а когда ребенок увлечется игрой, оставьте его на некоторое время играть самостоятельно.
Что делать, если ребенок не слушается?
Невозможно избежать протеста, можно научиться уменьшить число конфликтов. Ведь такое непослушание рассчитано на внешний эффект, и если на это родители будут реагировать правильно, эти протесты можно уменьшить. Ведь ребенок не слушается: когда его принуждают сделать то, чего он не хочет делать, или ему запрещают делать то, что хочется.
Малышу велят идти домой с прогулки, а он ногами и руками цепляется за все, чтобы только остаться погулять; ему велели кушать, а он отворачивает голову и с силой сжимает зубы. Таким образом, он выражает протест против приказа, который нарушает желания малыша.
Взрослым нужно научиться вовремя предотвращать приступы упрямства и протеста у ребенка. Все усилия родителей должны быть направлены на то, чтобы снять напряжение. Четко соблюдаемый режим дня, благожелательная обстановка дома, авторитет родителей помогут справиться с приступами протеста. Малышу следует говорить, что он нужен, что его любят и одновременно предоставлять малышу достаточную самостоятельность.
От родителей требуются обязательно умеренная требовательность к поведению, к поступкам и терпение. Ребенка не следует заключать в слишком строгие рамки или все время уступать ему. И то и другое приведет к большему непослушанию ребенка.
Иногда дети не слушаются потому, что избалованы. Так происходит, когда родители многое запрещают, а, к примеру, бабушка разрешает абсолютно все. Такого допускать нельзя — вырастет не приспособленный к жизни эгоист. Не слушаться и капризничать может и малыш, который начал заболевать, поэтому родителям следует внимательно относиться к поведению ребенка.
Дети раннего возраста в силу особенностей нервной системы не могут постоянно сидеть спокойно, как этого от них требуют взрослые. Такие требования вызывают перенапряжение процесса торможения и ведут к различным серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети становятся раздражительными.
Часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия дети отвечают бурной вспышкой своего возбуждения, упрямо с криком требуют желаемого, бросаются на пол, бьют ногами. Часто такие дети добиваются своего — не каждая бабушка, мама, способны выдержать такой натиск. И эта уступчивость вам дорого обойдется: ребенок поймет, что он способен достигнуть всего при известной доле настойчивости.
Выход в том, что для ребенка нужно создавать безопасные условия для деятельности, ведь движение — это его физиологическая потребность. И от родителей требуется немало изобретательности. Занимайтесь с ребенком, играйте с ним, уделяйте ему достаточно времени и необходимое внимание, и таким образом можно достичь большего, чем если вы будете постоянно сдерживать и ограничивать проявление активности у ребенка.
Детские капризы — это такое поведение ребенка, которое не выходит за рамки нормального, но доставляет взрослым немало проблем. У каждого малыша своя индивидуальность, свой характер, их он выражает в таком своем неадекватном поведении.
Капризов малыша можно избежать, если устранить источник нежелательного поведения. К примеру, при укладывании спать малыш начинает стучать своей кроваткой, раскачивая ее. Кровать нужно поставить таким образом, чтобы она не гремела.
Даже самому непослушному малышу в раннем возрасте требуется понимание со стороны своих близких. Лучше попросить ребенка рассказать вам, почему он так поступил. Этот способ общения (а не наказания!) поможет ребенку понять, что он был неправ.
Если малыш после игры не убирает за собой игрушки, нужно сложить их в ящик и спрятать. Рано или поздно ребенок поймет, что, если он будет разбрасывать игрушки, он может остаться без любимых игр. Если ребенок собирается вытащить из шкафа стеклянные предметы, нужно переложить предметы так, чтобы они были недоступны для ребенка или запереть шкаф. А можно в ответ на капризы уйти в другую комнату и не обращать внимания на капризного ребенка, но на это потребуется большая выдержка. Ребенок в возрасте 2-3 лет не может объяснить свои поступки, а взрослые воспринимают его поведение как непослушание.
Существует 3 основные последовательные ступени в поведении родителей ребенка, который не слушается:
1. При непослушании ребенка нужно дать ему возможность самому прекратить свои действия;
2. Если ребенок продолжает безобразничать и не успокаивается, родителям нужно применить к нему такое наказание, которое обещали ему в этом случае;
3. После наказания ребенку нужно обязательно объяснить, почему он был наказан.
Эти ступени в итоге приведут к тому, что и самый непослушный малыш задумается, прежде чем совершит что-либо недозволенное.
Уделяйте малышу внимание, и тогда его воспитатели смогут избежать многих неприятных ситуаций и конфликтов, в которые может попасть ребенок. Ведь часто получается так, что дети совершают плохие поступки только потому, чтобы привлечь к себе внимание родителей. И по этой причине ребенка нужно хвалить даже за самый малозначительный поступок. После этого ему захочется сделать больше хорошего, а не совершить плохой поступок, который он делает наперекор родителям.

Теперь мы знаем, что нужно делать, если ребенок капризничает, не слушается. Уясните для себя, что ваш ребенок является суверенной личностью, у него, как и у вас, есть свои права, обязанности, но не большие.

Откуда берутся взрослые, нарушающие законы? Из непослушных детей, конечно. Почему дети становятся непослушными и как бороться с этой проблемой, поговорим в материалах данной статьи.

Если ваш малютка не реагирует на ваши просьбы, делает то, что ему хочется, не считаясь с мнением окружающих, спешим вас огорчить, у вашей семьи проблемы. И если в 2-3 года надутые губки вызывают умиление и улыбки родных и близких, то в 5-6 лет непослушание становится действительно большой проблемой, от которой страдают не только члены семьи, но и воспитатели детского сада, продавцы в магазине, чужие дети в песочнице. Со временем личность ребенка портится, он перестает ощущать рамки дозволенного, детка становится изгоем в коллективе.

Особенности проявления непослушания в разном возрасте

В разном возрасте непослушание у детей проявляется по-разному:

  • 2 года. Возраст личностной самоидентификации. В это время детка начинает осознавать себя не частью мамы, а как отдельную личность. Из-за этого и возникают недопонимания между родителями и деткой: малыш хочет, чтобы с его желаниями считались. Попытайтесь находить компромисс, отвлекать интересным времяпрепровождением. Но и слабину не давайте, истерики игнорируйте.
  • 3 года. Сейчас происходит самая настоящая борьба за власть. Через непослушание малыш проявляет характер, отстаивает родительское внимание, истерит, противоречит, не слушается. Чаще уделяйте внимание крохе, отстаивайте свою власть и не позволяйте малышу взять верх над вами, применяйте наказание как способ корректировки нежелательного поведения.
  • 4 года. Если к этому времени непослушание не исчезло, то, скорее всего, вы что-то все это время делали не так. Старайтесь изменить ситуацию при помощи педагогики сотрудничества. Не повышайте голос, сдерживайте его желания, поощряйте, но постарайтесь не перехвалить. Обязательно поясняйте, почему нужно делать именно так, а не иначе. Не обсуждайте проступки детки с другими взрослыми, это обижает. Если проблема никуда не исчезает, стоит записаться на консультацию к психологу.
  • 6 лет. Учите кроху правильно выражать свои эмоции, проявляйте уважение к нему, принимайте его самостоятельность и желание выделиться. Через короткий промежуток времени малыш станет школьником, дайте ему возможность привыкнуть к обязательствам, который накладывает этот статус.

Почему дети не слушаются родителей

Причин непослушания множество. Родители обязательно должны знать об основных:

  • Кризис возраста. Причиной того, что дети не слушаются маму вообще, могут быть возрастные периоды: один год, 3 года, 6-7 лет, подростковый возраст. Для безопасного существования взрослые вынуждены навязывать детке ограничения в поведении.
  • Слишком много требований. Когда мы пытаемся запрещать все подряд, и слишком часто произносим слово «нельзя», у малыша возникает чувство протеста. Если вы засечете, сколько раз за день вы произносите это слово, то будете очень удивлены. В среднем детка в сутки слышит от 10 до 50 запретов. Старайтесь избегать такого положения вещей, если нежелательные действия не несут угрозы для жизни и здоровья карапуза. Помните, маленький ребенок должен кричать, бегать и развлекаться. Запреты только усугубят ситуацию.
  • Последовательность важна. Если сегодня кушать конфеты в большом количестве нельзя, то и завтра должны действовать те же самые правила. Требования к ребенку не должны зависеть от настроения или самочувствия взрослых.
  • Отсутствие запретов. Если детке позволено делать все, что заблагорассудится, то очень быстро привыкает к такому положению вещей. Когда же взрослые понимают, что ребенок непослушен, применять санкции становится поздно, и они сталкиваются с открытым противостоянием крохи.
  • Слово расходится с делом. Если вы что-то пообещали малышу, обязательно выполните это. Если пренебрегать этим правилом, то детка подумает, что ваше слово ничего не значит и взрослый обязательно обманет. Таким способом вы только спровоцируете непослушание, детка станет делать то, что хочет.
  • Разные требования. Мама дает на ужин конфеты, а папа запрещает есть сладкое. Если в семье нет согласия по поводу подходов к воспитанию, детка растет двуличным и очень быстро учится приспосабливаться, используя недопонимание между родителями.
  • Отсутствие уважения. Даже маленькие дети имеют свое собственное мнение, с которым обязательно нужно считаться. Если мнением детки несправедливо пренебрегают, он обязательно выйдет из-под контроля, может начать капризничать, огрызаться.
  • Ссоры между родителями. С помощью непослушания ребенок может привлекать внимание к собственной персоне и пытаться наладить добрые взаимоотношения между ссорящимися родителями. Для любого малыша конфликты между взрослыми – это очень тяжелое испытание, из-за которого нарушается эмоциональное состояние, и могут возникнуть проблемы не только в поведении, но и в здоровье.

Что делать, если ребенок непослушный?

А Вы тоже не знаете, как поступить в такой ситуации?

Если у вашего карапуза появляются симптомы непослушания, то следует прислушаться к следующим советам психологов, с которыми солидарен и доктор Комаровский:

  • Не обделяйте вниманием своего малыша, чаще общайтесь, внимательно слушайте его слова, удовлетворяйте просьбы.
  • За серьезное нарушение правил малютка должен быть наказан обязательно, а на некоторые незначительные проступки можно и не обратить внимание. Обязательно используйте похвалу за хорошее поведение.
  • Во время применения санкций старайтесь обходиться без крика и унижений.
  • Оказывайте помощь детке, если он попал в затруднительное положение.
  • Не ущемляйте его самостоятельность, постарайтесь меньше контролировать действия ребенка.
  • Не стоит повторять одно и то же часто. Детка очень быстро привыкает к такому поведению взрослых, и перестают реагировать на просьбы с первого раза. Произнесите свою просьбу, предупредите о том, что будет, если он ее не выполнит. Если детка продолжает игнорировать вас, применяйте обещанное наказание.
  • Пообещали – выполните. Этот закон должны выполнять все члены вашей семьи, даже бабушки, которые так любят баловать своих внуков.
  • Уменьшите количество запретов, ведь именно из-за них многие дети становятся неуправляемыми.
  • Старайтесь исключить из своего речевого оборота частицу не.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, если справиться с проблемой не можете самостоятельно.
  • Не бросайтесь в аптеку за успокоительными препаратами для чада. Такие медикаменты могут назначить только специалисты, да и эффект от них будет не слишком долгим. Кроме того, успокоительные препараты имеют побочные эффекты, которые могут усугубить ситуацию.

Как исправить поведение непослушного ребенка?

Специалисты советуют родителям непослушных детишек не опускать руки и активно заниматься коррекцией его поведения, которая заставит ребенка слушаться.

Докажите ему, что вы друг

Неспешные спокойные беседы, которые следует проводить каждый день, настроят детку на позитивной лад. Пусть он расскажет вам, как прошел его день, что интересного произошло, какие чувства он испытывал сегодня. В моменты непослушания применяйте следующую технику:

  1. Выслушайте. Психологи называют подобный прием «активным слушанием». Родитель внимательно заинтересованно слушает информацию от ребенка, при этом, не давая никаких комментариев и оценок.
  2. Используйте «Я-высказывания». Сформулируйте одно предложение, которое точно покажет ваше отношение к ситуации. Начните ее с местоимения «я». Например: «Я не слишком довольна твоим поступком».
  3. Сделайте паузу. Без слов, а только одним своим выражением лица покажите карапузу, что вы недовольны.
  4. Найдите выход. Предложите ребенку самому отыскать выход из сложившейся ситуации.

Слушайте Вашего ребенка

Сформируйте тактику поведения при истериках

Когда детка проявляет истерическую манеру поведения при любой возможности, родителям стоит выработать определенную тактику:

  1. Отвлечь внимание на другой предмет, событие или человека. Это может сработать с детками до 3 лет.
  2. С малышами 4 лет лучше не обращать внимания на истерику, а игнорировать ее.
  3. После того, как истеричные проявления исчезнут, очень важно поговорить с крохой.
  4. Прокомментируйте, что именно вам в его поведении не понравилось, поясните, почему так поступать не следует и что ожидает его, если подобное поведение повторится.
  5. Если ситуация повторяется, обязательно нужно выполнить обещание и наказать скандалиста.

Создайте свод определенных правил

Желательно, чтобы список требований к поведению детка знал уже с 2 лет. Знакомить с ними лучше в игровой форме.

Используйте правильные методы наказания

Для коррекции нежелательного поведения, когда ребенок не слушается и грубит, лучше применять следующие приемы:

  1. «Тайм-аут»;
  2. Лишение игрушек, сладостей;
  3. Запрет на мультфильмы;
  4. Воспитательная беседа;
  5. Самостоятельное исправление ошибок.

Никогда не наказывайте выполнением домашней работы, уроков, уходом за младшими членами семьи. Из-за этого у малыша может развиться острое негативное отношение к работе по дому, учебе или собственному братику.

Проявляйте любовь

Чаще обнимайте и целуйте своего капризулю. Он постоянно должен ощущать вашу поддержку.

Любите, обнимайте и воспитывайте с раннего возраста

Как не допустить непослушания

Начинайте с самого раннего возраста правильно воспитывать ребенка. Это поможет избежать проблем с непослушанием в будущем.

  • Прививайте умение совершать саморефлексию. Чтобы дети слушались, они должны уметь контролировать собственное поведение и анализировать свои поступки. Как хорошие, так и плохие.
  • Считайтесь с его взрослостью. Без ошибок нельзя прожить жизнь. Пусть малыш ошибается и учится на собственных ошибках.
  • Контролируйте круг общения. Постарайтесь исключить дурное воздействие на ребенка извне. Это касается не только соседских ребятишек, но и героев популярных мультфильмов.
  • Применяйте поощрения и наказания.
  • Контролируйте собственное поведение. Большинство негативных привычек малыши черпают у своих родителей.
  • Будьте требовательным и справедливым. Добиваться желательного поведения можно спокойно и последовательно, без излишней жестокости.
  • Постоянно общайтесь. Диалог с авторитетными родителями чрезвычайно важен для детей. Именно через него формируется личность.
  • Не скупитесь на любовь и заботу. Но не перегибайте палку, ведь личное пространство для детишек тоже важно.

Занимайтесь воспитание своего ребенка с рождения, и вам не придется в будущем ломать голову, как перевоспитать маленького бандита.

Почему дети не слушаются? 5 причин — и 5 советов родителям

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя «нормально», взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: «хорошие» мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают «не беспокоить» родителей и других важных людей, «не создавать проблем», «не сердить» и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки».

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: «Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы…».

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять «особое» положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются «давить».

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. «Скажи, что сказала только что мама?.. Ну!». Молчание. «Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку…»

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: «Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!».

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее «Почему ты до сих пор это не сделал?». Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет… Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: «Чудо, а не ребенок!». А маме не по себе: «Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее…» Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути «оживить» ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача… При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные «обзывалки»: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: «Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!». Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Почему дети не слушаются?

  1. Они нас слушают, но то, что они слышат, им непонятно. Непонятно главное: их что, не любят, если так кричат? Непонятно, что делать, чтобы родитель успокоился, не нервничал. Ребенок смущен и просто не знает, что делать. Ведь не могут же от него отказываться только за то, что он не любит манную кашу или не поставил аккуратно ботиночки.
  2. Они не хотят, чтобы с ними так разговаривали, поэтому отказываются играть в игру «слушай своего папочку, иначе будет худо!». Если ребенок лидер или в характере выражена доминантность, он ни за что не поддержит игру, противоречащую его натуре. Если ребенка наказывают за непослушание в расчете услышать извинения, ситуация может зайти в тупик. С такими детьми нужно договариваться, делегируя им ответственность за свои поступки.
  3. Послушание — это стиль поведения детей со слабой нервной системой. Им очень трудно принимать решения, брать на себя ответственность. И они прилипают к кому-то с более сильным характером. Это может быть родитель, старшая сестра… увы, и незнакомец на улице! Эти дети ведомы. Ими легко управлять, но на них нельзя положиться. Они постоянно попадают в переделки и нуждаются в контроле и поддержке.
  4. Дети могут имитировать послушание. Это своего рода откуп за возможность поиграть. Их логика примерно такая: «Ладно уж, сделаю, что от меня просят, лишь бы отстали. А потом оторвусь на всю катушку!». Такие дети ведут двойную жизнь и рано понимают, что обман и хитрость — способ общения с невменяемыми, бескомпромиссными родителями. Все равно они не будут слушать возражений — умный ребенок им просто ни к чему. Ребенок все время удивляется: неужели его считают таким глупым и беспомощным? Слишком строгое воспитание формирует или зависимое, или только внешне лояльное поведение.
  5. Они не будут слушать откровенных оскорблений и унижений. Постоянно ставя в пример соседскую девочку, вы больно раните душу ребенка. А кто же захочет испытывать боль и унижения? Ребенок может воспринять это как отвержение, психологический отказ и горько плакать от несправедливости.

Как восстановить контакт с ребенком?

  1. Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть. «Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».
  2. Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта. Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас».
  3. Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.
  5. В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы «слушаться и повиноваться» в особых ситуациях.

Читайте также:

  • Почему нет молозива после родов?

    Что делать, если после родов нет молозиваПрежде, чем ответить на вопрос, почему нет молозива после…

  • Речь в 2 года

    Развитие речи у детей от 1 до 2 лет: теория, занятия и упражнения7779 9 Сентября…

  • Микроклизмы микролакс для новорожденных

    МИКРОЛАКС® для детей с 0 до 3 летПо статистике, запор встречается у каждого второго малыша.…

Статьи
0

Свежие записи

  • Режим ребенка в 2 года
  • Диета ребенка при кишечной инфекции
  • Ребенок 3 месяца не ест
  • Грыжа пупочная у детей
  • Меню ребенка в 5 лет

Свежие комментарии

    Архивы

    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Статьи

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org

    Страницы

    • Карта сайта
    © Авторское право 2020 Ананас. Все права защищены. The Ultralight by Raratheme.Сайт работает на WordPress .