Содержание
- ТОП рекомендаций по правильному воспитанию двойняшек
- Взаимоотношения близнецов
- Отношение родителей
- Правильное развитие двойняшек
- Скоро в школу
- Советы родителям
- Развитие двойни с чего начинается у детей
- Развитие двойни после 1 года — кратко и ёмко
- Развитие двойняшек — дело родителей !
- Дуэт по жизни
- Один человек в двух экземплярах?
- Черно-белое кино
- Они похожи, но такие разные!
- Мальчишки и девчонки, а также — их родители…
- Перетягивание каната
- Путь к себе
ТОП рекомендаций по правильному воспитанию двойняшек
17 января 2017 Аверьянова Света
Загадочный мир детей близнецов отличается от жизни обычных детей тем, что они никогда не бывают одиноки. При правильном отношении это может стать преимуществом. Как воспитывать двойняшек, чтобы они чувствовали себя счастливыми и нормально развивались? Этот вопрос интересует многих родителей, которые хотят дать детям все необходимое.
Взаимоотношения близнецов
Внешне близнецы могут быть очень схожими. Это не должно вводить в заблуждение по поводу отсутствия у них индивидуального характера, наклонностей, талантов и особенностей восприятия мира. Отношения между двойняшками отличаются от разновозрастных детей из одной семьи. Их общение взаимозависимо в большей мере и менее конфликтно.
Еще в материнской утробе эти два человека сосуществуют вместе, слышат биение сердца друг друга и учатся понимать без слов. Как всем людям им свойственно ссориться и проявлять не самые хорошие черты характера. На какие особенности воспитания двойняшек родителям стоит обратить особое внимание?
- Синдром подзадоривания. Смотря друг на друга, малыши склонны повторять поступки, усиливая реакцию поведения. Чаще всего это не очень хорошие поступки, связанные с баловством. Когда кричит один, второй старается кричать еще громче. Каждая шалость одного из двойни повторяется с удвоенным энтузиазмом.
Психологи советуют родителям не обращать внимания на шалости, и стараться быть терпеливыми. В качестве наказания можно разделять близнецов по разным комнатам на несколько минут, чтобы они успокоились. Нельзя вызывать у детей чувство соперничества, уделяя каждому равное внимание, симпатию и заботу.
- Тайный язык близнецов. Для двойни свойственно индивидуальное развитие речи. Малыши склонны подражать словечкам друг друга, и поэтому иногда их трудно понять. Часто близнецы изобретают свой особый язык, понятный только им двоим. Это происходит, если дети большую часть времени предоставлены сами себе, и много общаются между собой.
- Конкурентная борьба. Часто, более сильный ребенок в паре берет на себя роль лидера. Иногда лидерство бывает поочередным в зависимости от ситуации. Конкуренция и взаимная вражда между близнецами не так выражена, как между разновозрастными детьми в семье. Но близнецы тоже воюют за родительское внимание.
Могут отталкивать друг друга во время игры с мамой, требовать, чтобы внимание принадлежало только одному из них. После года двойню уже можно научить, что нужно ждать своей очереди, быть терпеливым, уступать брату (сестре).
- Разная степень взаимозависимости в паре. Выделяют несколько типов взаимозависимости в паре: тесная, умеренная и слабая. Тесная зависимость чаще всего наблюдается у генетически идентичных монозиготных близнецов. Это и не удивительно. У них одинаковый набор генов, и только отпечатки пальцев отличаются. Иногда такие двойняшки дополняют друг друга своими способностями, и чувствуют себя полноценными только рядом с братом (сестрой).
В умеренно зависимых парах близнецы более общительны с окружающими, имеют независимую позицию в коллективе. Они обладают самодостаточностью, не копируют друг друга во всем. Двойняшки, которые стремятся постоянно противопоставлять себя друг другу, конкурировать и бороться за превосходство тоже встречаются.
В таких случаях родителям нужно запастись терпением и стараться сглаживать все конфликты.
Отношение родителей
Близнецы нуждаются в подчеркивании их индивидуальности. Это предотвратит возникновение проблем в будущей взрослой жизни, будет способствовать развитию индивидуальных особенностей и способностей. Родители должны выработать у детей установку, что их жизнь и поведение не должны быть одинаковыми. В то же время научить любить и поддерживать друг друга, проявляя взаимопомощь и сочувствие.
Само рождение двойняшек еще не означает, что родителям будет очень трудно. Некоторые родители утверждают, что воспитание двойни – это счастье. Действительно, можно позавидовать некоторым близнецам, они умеют понимать не только слова, но и мысли друг друга с одного взгляда, и имеют в лице брата (сестры) надежного друга и верного помощника, который никогда не придаст в беде.
Психологи советуют для развития индивидуальности двойняшек покупать им с детства разные игрушки и одежду, которые будут походить только по качеству и цене. Чтобы не было конкуренции и ненависти, нельзя проявлять к одному из детей больше внимания, чем к другому. Нужно находить силы и время на занятия с обоими малышами.
В переходном возрасте некоторые двойняшки начинают противопоставлять себя друг другу. К совершеннолетию многие опять становятся очень дружными, а другие окончательно расходятся в определениях ценностей и жизненного пути.
Правильное развитие двойняшек
Двойняшки – это обычные малыши. Каждый близнец нуждается в индивидуальных занятиях, хорошем уходе и заботе, как все дети.
Им немного труднее приходится при родах. Иногда они рождаются раньше срока и весят меньше чем другие детки. Но со временем догоняют сверстников при хорошем уходе. В младенческом возрасте близнецы могут страдать нарушениями сна.
Один малыш просыпается и своим плачем будет другого. В таких случаях хорошо делать лечебный массаж и купание перед вечерним кормлением в теплой ванне. От недосыпания малыши становятся агрессивными или, наоборот, вялыми с пониженным аппетитом. Важно соблюдать режим дня и питания.
Во время игр и занятий с детьми их нужно различать, не относясь к ним, как к группе. Например, у каждого может быть свое любимое блюдо. Хотя маме трудно готовить много разнообразных блюд, но полезно учитывать пожелания и отвечать на них. Если один любит кисель, а другой компот, необязательно убеждать двойняшек, что нужно есть одно и то же, лучше приготовить каждому отдельно. В одежде, если нет возможности покупать разные вещи, нужно, чтобы рубашки отличались пуговицами или воротничками.
Каждого ребенка нужно называть по имени, и можно придумать каждому ласковое прозвище. Двойняшки могут путать свои имена, даже когда пойдут в школу. Очень важно уделять много времени для развития речи. Двойняшки часто очень смышленые детки и во многом опережают своих сверстников. Но у родителей недостает времени общаться с малышами и обучать их.
Близнецы общаются друг с другом и не склонны посвящать кого-либо в свой круг интересов. У них даже вырабатывается свой язык, понятный только им.
Он состоит из помеси слов родного языка и придуманных, которых не существует. Поэтому чем раньше родители начинают речевое воспитание двойняшек, тем лучше.
К шести годам малыши обычно догоняют сверстников. Но иногда может понадобиться логопед, потому что близнецы, слыша дефекты речи друг друга, склонны их повторять. Во время занятий нужно обращаться к каждому малышу отдельно, говоря лично для него.
Скоро в школу
Многие родители с нетерпением и страхом ждут, когда их непоседы и озорники пойдут в школу. Перед многими семьями встает вопрос, как лучше для детей учиться – вместе или раздельно?
Все зависит от того какие отношения складываются между двойняшками. Если они сильно зависят друг от друга, а взаимное присутствие дает им ощущение спокойствия и комфорта, то разделять малышей нельзя.
Бывают двойняшки, которые сильно отличаются друг от друга в физическом развитии и темпераменте. Один из детей склонен к лидерству, подавляя другого, или между детьми сильно развито соперничество. В таком случае разумнее отдать малышей в отдельные классы. Это позволит лучше развиваться их индивидуальным способностям.
Советы родителям
- двойняшки должны быть в школе и дома вместе столько времени, сколько они хотят, если в подростковом возрасте дружные дети захотят перейти в разные классы, не нужно им мешать;
- каждый из двойни должен быть самостоятельным в меру своих сил (выбирать какая должна быть одежда, прическа, любимые блюда, игрушки, книжки);
- дети должны обучаться так, как им позволяют их индивидуальные способности (если у одного из детей технический склад ума, а у другого склонность к гуманитарным наукам, нужно поощрять и не требовать быть таким же, как брат или сестра).
Родителям нужно быть очень внимательными к потребностям близнецов во взаимном общении. Для некоторых из них это неразрывная духовная связь, при отделении от брата или сестры дети чувствуют себя калеками.
Развитие двойни – это вопрос, который волнует очень многих. И, как ни странно, не только родителей близнецов. А вот реальной информации на этот счет действительно мало. И, пожалуй, только поняв на собственном опыте, и пообщавшись с другими родителями близнецов, можно выстроить какую-то свою стратегию. Мы тут поговорим не про беременность и роды, не про то, как должен выглядеть и что должен уметь ребенок близнец в том или ином месяце-году жизни. Ведь именно это подразумевается под «развитие двойняшек»?
Мы тут поговорим про особенности развития двойни, как это происходит, с чем столкнется мама близнецов. Знания эти получены опытным путем, и совпадают с практикой развития близнецов у других родителей.
Развитие двойни с чего начинается у детей
Многие утверждают, особенно с медицинской точки зрения, что развитие двойни происходит медленнее чем развитие 1 ребенка. Однако стоит отметить, что это не совсем так. На самом деле, развитие близнецов идет просто немного в другую сторону, чем развитие одиночных сверстников. Двойняшки, например, довольно быстро приспосабливаются к тому, что их двое, и составляют свой собственный коллектив, где четко распределяются роли. Одному ребенку – это просто не доступно. Он вынужден докучать родителям или замыкаться в себе.
А это значит, что в развитие двойняшек ролевые игры начинаются раньше, чем у одиночных сверстников. Близняшки будут постоянно находится в стадии соперничества. При этом, часто, никто не желает уступать друг другу. Зато они также гораздо сильнее, чем многие одиночные дети, обладают эмпатией – способностью сопереживать друг другу. И не только друг – другу.
Эмпа́тия — осознанное сопереживание и уважения текущего эмоционального состояния другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Кроме того, развитие двойни характеризуется еще тем, что очень скоро на первый план у них выходят не родители и другие близкие родственники, а именно брат (сестра) близнец. И больше всего они страдают от отсутствия друг друга рядом.
Развитие двойняшек первый год жизни
Развитие двойняшек на первом году жизни во многом перекликается и с развитием одного ребенка, но и тут есть некоторые поправки на то, что их сразу двое. И это вносит, как ни странно, огромные коррективы. Хотя на первых порах, в силу того, что близнецы часто рождаются недоношенными и слабыми, им приходится догонять одиночно рожденных детей.
Первый год, по сути, во многом является определяющим в том, как будет строиться вся дальнейшая жизнь детей. В первый год развитие двойни по месяцам примерно такой же, как у одиночных детей. Разница будет в ускоренном наборе физических показателей и навыков. Так уж заведено природой, что именно в данный период, все дети должны пройти долгий путь от крохотных беспомощных комочков, до шагающих малышей.
А поскольку путь огромный и времени на него отводится всего лишь 1 год, ну максимум полтора, то практически каждый месяц появляются новые умения.
При этом развитие двойняшек до года может даже пойти быстрее, чем развитие одного ребенка, так как им с самого начала так, или иначе, приходится привыкать к самостоятельности. Особенно, если мама растит их фактически одна.
Развитие двойни до 1 года и основные события
Не будем подробно останавливаться в развитии двойни на том, какое умение, в какой период времени должно произойти. Сроки здесь весьма условны: в полгода начало ползания, в 7 – 8 месяцев начинают сидеть и даже вставать с опорой, а в год — уже пошли. Все это может начаться чуть раньше, чуть позже, многое зависит от детей и их жизни. Но развитие двойняшек по месяцам будет стимулироваться тем, что пока мама занята одним ребенком, второй в это время, может самостоятельно освоить какое–либо новое умение.
Практический пример из развития близнецов первого года. У ребенка не получается ползти, а игрушка интересующая его лежит рядом. Мама подать не может, нужно переодеть брата (сестру), вот и стимул. И здесь остается либо обидно плакать, либо пытаться достать ее самостоятельно. А чаще происходит и то, и другое. При этом, как только цель достигнута, можно успокоиться. И мама, прибежав на плач, уже видит, что ребенок сам переместился, достал, что хотел и отлично себя чувствует.
И так происходит практически во всех делах. Кроме того, развитие двойни до 1 года стимулируется наличием рядом брата (сестры), а, значит, изначально – соперника. И хотя явная вражда, дележ игрушек и в тоже время начало крепкой дружбы, возникнет уже после года, дети начинают замечать присутствие друг друга гораздо раньше.
Развиваясь, уже в 7 – 8 месяцев, близнецы отлично чувствуют, что рядом есть кто-то. С этим «кем-то» приходится делить мамино внимание, «кто-то» пытается повторить те же движения, что и ты. Еще двойняшки довольно быстро понимают, что, смотря на «кого-то», можно освоить эти движения самому, причем намного быстрее, так как на ошибках товарища видны собственные промахи. А товарищ, в свою очередь учится у тебя. И все это пока что на подсознательном уровне.
Ближе к году в развитие двойни начинает играть роль словесное общение между собой. Буквально, по кажущимся пока что непонятным звукам, дети отлично понимают друг друга, и отвечают друг другу. В последствие такие звуки выльются в особый язык. Этот набор слов «языка близнецов» может сохраняться у них достаточно длительное время. Так происходит потому, что после 1 года, ближе к полутора, главным действующим лицом в жизни становится именно твой брат (сестра), а уже потом мама и все остальные.
Развитие двойняшек – и страх, что они отстают в умственном развитии !?
В умственном развитие двойняшек многих родителей волнует, что близнецы позже одиночных детей осваивают логические вещи: ладушки, пирамидки, сортеры. Да, в этом волнении есть свой резон. Однако так происходит не потому, что с близнецами что-то не так. Просто они изначально ориентированы на другой аспект деятельности: ролевые игры, и, чаще всего, подвижные.
Близняшки непременно освоят то, чем вы будете с ними заниматься, но это произойдет несколько позже, потому что сейчас интереснее всего ползать за братом (сестрой), играть в догонялки и отнимать у него игрушки. Такова природа и ее особенности.
После 1 года, то есть после того, как дети пошли, начинается иная жизнь. Физическое развитие двойняшек здесь идет ускоренными темпами. Начинается освоение детских площадок, где каждый норовит делать то, что ему нравится, а мама разрывается между двумя. При таком положении вещей довольно быстро осваиваются разнообразные гимнастические снаряды, и другие подвижные виды деятельности. Так происходит в силу того, что некогда смотреть за каждым ребенком, куда он там полез.
Хотя тут может быть подспорье: обычно одному нравится делать то, что и другому. А, значит, нужно просто направить энергию обоих детей в мирное русло (с точки зрения мамы) — найти закрытую площадку, где дети могут безопасно гоняться во все стороны.
Развитие двойни до 1 года и страшное слово — РЕЖИМ
Опять же развитие двойни во многом будет зависеть от организации времени и занятий, т.е. от РЕЖИМА. Про то, как все успевать с двумя детьми мы уже отдельно писали. А также писали мы и про разные этапы в режиме детей до года. Есть серия статей, в карте сайта там можно найти, если интересно.
В распорядке дня для близнецов, прежде всего – это чередование бурной и спокойной деятельности. Побегали, нужно успокоиться – поиграть в развивающие игры, которые, кстати, дети освоят очень быстро, опять же в силу коллектива. Потом еще они будут друг другу помогать, показывая, что и как нужно сделать.
Развитие двойни после 1 года — кратко и ёмко
Если говорить про развитие двойни после 1 года, то неминуемо перейдем ко времени так называемых «кризисов». Кризисы 2 – 3 лет — это долгий разговор. К счастью они очень часто проходят по очереди. Поэтому, как только успокоился (перерос) один, его сразу можно привлекать к диалогу с другим, у кого кризис начался, или уже в разгаре. Стоит отметить, что именно брат (сестра) близнец может в данном случае сыграть решающую роль и повлиять на своего собрата. Да еще и успокоит родителей. И не важно, что это пока что всего лишь 3-4 летний малыш. Психическое и умственное развитие двойни уже позволяет это сделать.
Также хочется отметить, что многие двойняшки рано становятся самостоятельными. Причины этого мы писали выше. После года они все чаще и чаще играют вместе, не докучая родителям. Однако оставлять их играть одних, пусть даже и в соседней комнате, реально после 4 лет. До этого времени, даже если они и играют сами, нужно быть все время начеку, так как картина меняется очень быстро, а от мирной игры, до бешеной драки меньше одного шага.
Развитие двойняшек — дело родителей !
В довершении всего сказанного хочется сказать — развитие двойняшек целиком и полностью в руках родителей. Самое важное – это направлять их энергию в мирное русло. Например, показать им какую-то игру, и оставить играть в нее на какое-то время. Это будет полезно и детям, в плане развития, и взрослым, в плане реализации своих дел. А после спокойной игры переключить на активную, но опять же с вашей подачей, а не то, что придумают дети. А что они что-то придумают, если их не завлечь чем-то интересным, в этом можно не сомневаться. И уже последствия вам придется разгребать по полной.
Если в дошкольном детстве вам удастся грамотно организовать детскую жизнь, где найдется место и обучению, и сбросу энергии, и просто интересным разговорам, ответам на бесконечные почему, то можете быть уверены, что развитие вашей двойни будет полным. Тогда к школьной адаптации двойняшки подойдут намного быстрее и легче, чем их одиночные сверстники.
Дуэт по жизни
Журнал «Kinder-bazaar», 2002 г.
Все родители двойняшек считают, что выиграли у судьбы двойной приз, и они совершенно правы: за терпеливое девятимесячное ожидание чуда мама и папа вознаграждены вдвойне: не один, а два ребенка сразу!
В совершенно исключительной ситуации оказываются и сами дети: им предстоит абсолютно уникальный опыт — прожить жизнь в сопровождении спутника. Известно, что близнецовая связь — узы не менее прочные, чем те, что связывают мать и ребенка. Жизнь крошек началась в тесном соседстве друг с другом, и далее — день за днем — они ни на минуту не разлучаются.
Строго говоря, двойня — понятие не совсем точное. Двойняшки могут быть моно- и дизиготными близнецами, в зависимости от того, развивались ли малыши из одной или двух материнских яйцеклеток. В первом случае дети всегда однополые: ведь в генетическом смысле они представляют собой точные копии друг друга. Во втором случае двойняшки могут быть как одного, так и разного пола, и сходство между ними не больше, чем между родными братьями и сестрами, рожденными в разное время: у них совпадает всего от 40 до 60% генов.
Один человек в двух экземплярах?
Однояйцовые (монозиготные) близнецы с самого детства растут и развиваются в необычной атмосфере. Повышенное внимание близнецовая пара вызывает буквально у всех: ими восхищаются бабушки на улице и врачи в поликлинике, воспитательницы в саду и учителя младших классов. В этом как раз и состоит проблема: окружающие впечатляются этой картинкой сходства, забывая о том, что перед ними — два разных человечка, каждый из которых — отдельная личность. Чем сильнее это восхищение, тем больше дети подсознательно убеждаются: их главное достоинство в том, что их двое и они такие «одинаковые».
Когда взрослые обращаются к детям по фамилии и во множественном числе, как бы забывая, что у каждого из них есть свое имя, установка на то, что близнецы — одно целое, закрепляется. Зачастую окружающие с легкостью путают имена малышей или весело подчеркивают своим поведением, что карапузов «различить невозможно». Тем самым тенденция к психологическому «слиянию» внутри близнецовой пары усиливается.
Психологическая связь близнецов и правда, чрезвычайно сильна. Малыши идеально подходят друг другу в качестве партнеров во всех играх: ведь они развиваются почти синхронно. Они проводят вместе гораздо больше времени, чем братья и сестры разных возрастов и могут похвастаться отменным взаимопониманием. Казалось бы: что может быть лучше? Родители получили от судьбы в качестве щедрого дара сразу двух чудных детей, а каждый из карапузов в комплекте с родителями получил еще и превосходного друга. Но не все так просто.
Чем больше близняшки похожи между собой и чем лучше им друг с другом, тем меньше у них потребность учиться контактировать с окружающими. Случается, что однояйцовые близнецы-терхлетки, обожающие каждый свою копию, совсем не говорят «по-человечески». Общаясь со своим «Альтер-эго» на птичьем языке, они прекрасно себя чувствуют. Карапузы играют в свои особые игры и им неясно, зачем существуют такие странные и непохожие на них, другие дети. Каждый из малышей зачастую даже откликается на оба имени по очереди, не отдавая себе отчета в том, что ему принадлежит лишь одно из этих имен. Иные мамы и папы не видят в этом ничего плохого, да еще и одеть детей норовят одинаково! В результате возникает так называемая «близнецовая ситуация», когда крохи отождествляют себя друг с другом и рассматривают себя как единое целое. Близнецовая пара как бы создает свой «микрокосм», куда не может быть допущен посторонний. И даже для мамы не всегда делается исключение.
Монозиготные близнецы, зачастую, развиваются очень своеобразно. Они позже, чем обычные дети, начинают узнавать себя в зеркале и пользоваться собственным именем. Подрастая, маленькие хитрецы особым образом делят между собой необходимые для жизни навыки. Например, контактировать с внешним миром умеет лишь один из них, выражая интересы обоих («Мама, мы хотим в зоопарк!»). Зато другой умеет читать и знает, на какую кнопку следует нажать в лифте. Умения, необходимые каждому человеку в полном объеме, близняшки распределяют в паре поровну, как будто и не планируют расставаться друг с другом! В результате близнецы овладевают взаимодополняющими функциями, и каждый из них оказывается совершенно беспомощен отдельно от другого. Кроме того, впоследствии они оказываются разочарованы потому, что ждут от окружающих того же уровня взаимопонимания, что и от со-близнеца.
Черно-белое кино
Один из самых вредных и деструктивных мифов относительно монозиготных близнецов — это миф о том, что близняшки рождаются «в комплекте» — один хороший, другой плохой. И к сожалению, есть люди, которые верят в него. Бессознательная идея состоит в том, что близнецовая пара — это один человек, но «хороший» близнец воплощает все положительные качества этой личности, а «плохой» — все отрицательные. Может показаться, что сказанное — не более чем чья-то глупая шутка, однако любая мама близняшек может рассказать вам, как в парке (супермаркете или на улице) к ней, лучезарно улыбаясь, обратилась какая-нибудь тетушка. Со словами: «Очаровательные милашки, и похожи, как две капли!», она ткнула пальцем в одну из крошек и продолжила: «Ну, эта, наверное, плохая, а эта — хорошая?».
С биологической и психологической точек зрения такое полярное распределение личностных качеств в близнецовой паре — явление фантастическое, но дети вырастают такими, какими их видят родители. И если мама с папой и вправду будут интерпретировать своих малявок, как «негатив» и «позитив» одного и того же «фотоснимка», детишки рано или поздно начнут подстраиваться. Иногда родители, сами того не осознавая, подталкивают детей к тому или иному распределению ролей. Например, к близнецу, родившемуся первым, относятся, как к «старшему», в результате чего он принимает на себя роль лидера, подавляя «младшего» своей инициативой.
Они похожи, но такие разные!
Разумеется, разнополые близнецы — это дети, развивавшиеся из разных материнских яйцеклеток, то есть — близнецы разнояйцовые или дизиготные. Они могут быть совсем не похожи, но иногда разнополые близняшки поразительно напоминают друг друга. Вероятно, потому, что никто не стремится подчеркивать их различия: ведь все и так знают, что они разные. Каждый из них ощущает свою особенность, осознавая свои отличия от брата или сестры. Условия, в которых малыши появились на свет, оказывают на них сильнейшее влияние. Отношения в разнополой близнецовой паре бывают более тесными, а взаимопонимание более глубоким, чем у братьев и сестер, родившихся в разное время. Характер этих отношений ярко и однозначно повторяет семейный образец: малыши принимают на себя родительские роли. Для мам и пап это уникальная возможность увидеть себя со стороны.
Такие брат и сестра проводят все детство рука об руку и чувствуют себя вместе превосходно. Возможно, дети начнут слегка отдаляться друг от друга в подростковом возрасте, когда девочки опережают по развитию мальчишек, но это — временное явление. Пройдет всего пара лет, и прежний подлинный и глубокий контакт вернется. Мужчины, выросшие из таких мальчиков, тонко чувствуют женщин, а женщины, имеющие братьев-близнецов, прекрасно понимают мужчин.
Мальчишки и девчонки, а также — их родители…
Монозиготные близнецы-мальчики, как правило, имеют очень тесную психологическую связь в паре и чувствуют себя ближе к отцу, чем к матери. Сорванцы понимают друг друга совершенно без слов, солидарны во всех подвигах, и на любое «дело» идут вместе. И если маме вдруг захотелось узнать, кто же перекрасил несчастную соседскую кошку масляной краской «под тигра», единственный ответ, которого она сможет добиться, будет ответ: «Мы». Теперь вы понимаете, что без папы тут не справиться? Папа в такой семье напоминает либо командира небольшого взвода, либо — главаря небольшой банды потому, что лишь ему под силу обуздать неукротимую энергию детей. Отец мальчиков-близнецов всегда при деле.
Удивительно, но если мальчики — разнояйцовые близнецы, ситуация в семье меняется радикально. Дизиготные братишки, осознают, что они разные и ощущают себя ближе к маме, чем к отцу. Ведь та гораздо тоньше чувствует их различия и подходит к каждому индивидуально. Папы здесь, не улавливая всех этих тонкостей, зачастую оказываются слегка в изоляции.
Монозиготные близнецы-девочки — это настоящее театрализованное шоу. Малышки с раннего возраста привыкают к повышенному вниманию окружающих и научаются учитывать его. Они кокетливы и пользуются своим сверхъестественным взаимопониманием, чтобы «вконец обаять» вас. Четырехлетние артистки хором прочтут длинное стихотворение, сорвав шумные аплодисменты гостей, а шестилетние барышни, устремив на папу с мамой две пары прекрасных глаз, всегда добьются того, чего им хочется. Эти сестрички — лучшие подруги.
Дизиготные девочки ведут себя примерно также, однако в этой паре больше различий, сильнее конкуренция и ярче выражена ревность. Юные леди даже могут ссориться и использовать маму и папу как средство влияния друг на друга. Малышки дипломатичны и, как правило, не оказывают предпочтение кому-либо из родителей. Если же в семье есть другие дети, девочки устанавливают более тесную связь со «свободным» родителем.
Перетягивание каната
Одной из специфически близнецовых проблем является проблема соперничества, и корни ее уходят в ситуацию постоянного сравнения карапузов. В глубине души дети хотят отличаться один от другого и когда возникает ситуация «уравнивания», они зачастую бунтуют. В скрытой форме соперничество также может проявляться и в обратном: в стремлении малышей иметь все одинаковое, одновременно, и поровну, а также — в их ревностной борьбе за «справедливость». Если один просит пить, стремглав прибегает и второй, один нашел желудь, а у второго горе: поблизости желудей больше не оказалось. Один крошит голубям свою булку, а второй свою уже съел и теперь не знает, как же ему быть. Единственный путь выхода из подобных ситуаций — «воззвать к разуму» детей. Попытайтесь объяснить малышам, что лучше не повторять все друг за другом как обезьянки, а прислушиваться к собственным желаниям. Скажите: «Игорь, проси пить, если ты и правда этого хочешь, а не только потому, что этого просит Петя. Ведь ты — не Петя!». Хороший способ научить детей быть внимательными именно к себе — это индивидуально предупреждать некоторые желания. Так, не стоит спрашивать: «Дети! Вы хотите есть?». Гораздо лучше спросить: «Кто голоден? Ты, Артем? А Андрей? Кому купить булочку? А кому — мороженое?» и подтолкнуть детей сделать разные выборы.
Некоторые родители жалуются, что дети устраивают «звездные войны» даже в ситуации, когда следует представиться. Для малышей оказывается принципиально важным, в какой последовательности будут названы их имена и обижен до глубины души окажется тот, кого представили последним. В качестве «выхода из клинча» вам могут предложить некий «ход конем»: первым представляется тот, чье имя короче (длиннее), чье имя начинается на букву, стоящую в алфавите раньше или тот, кто первым родился. Мне кажется категорически неверным, когда мам и пап подталкивают использовать уловки и хитрости вроде этого. Самый простой способ воспитать в ребенке личность — это обращаться с ним, как с личностью, а не как с говорящим попугаем. Думаю, стоит просто поговорить с карапузами и объяснить им, что это совершенно не важно, как представляться, а спорить и дуться некрасиво. Необходимо понять, откуда у детей такое напряженное желание выделиться: возможно, каждый из них чувствует дефицит родительского внимания и пытается таким образом «наверстать упущенное». Возможно, им просто не хватает того времени, которое мама и папа проводят с ними.
Семьям, где актуальна проблема близнецовой ревности, категорически противопоказаны любые соревновательные забавы вроде: «А ну-ка! Кто первый съест суп?». Во-первых, есть второпях вредно, во-вторых, — половина супа окажется не в животах, а на столе, а в-третьих, — проигравший близнец будет чувствовать себя несчастным до самого вечера! Таким малышам, напротив, полезно играть в партнерские игры, развивающие воображение, в которых необходимо сотрудничество. В этом качестве подойдет гигантский конструктор: одному ребенку играть в него просто неинтересно.
Чудесная игра — самое настоящее садоводство, которое зимой может разворачиваться и в пределах квартиры. Пусть дети посадят вместе комнатные растения (отростки которых вы заблаговременно приготовили) в горшки. Обеспечьте их своим чутким руководством и, как режиссер, распределите роли: один может придерживать сей рододендрон (или фикус), а другой — наполнять горшок землей, и так далее. Ваши неутомимые мичуринцы поймут всю ценность сотрудничества и осознают, что помощь каждого была незаменимой: в результате все трое (близнецы и вышеупомянутый фикус) лишь выиграли от этого.
Путь к себе
Перед мамами и папами всех однополых близняшек стоит сложная, но весьма интересная родительская задача. Им предстоит, не нарушив уникальных близнецовых уз, воспитать в каждом ребенке отдельную личность. Особенно сложно это бывает в случае, когда близняшки монозиготные.
Становление самоидентификации малыша не может протекать нормально, если взрослые не видят в нем уникального человека, отличного от других. Согласитесь, в ситуации, когда карапуза непрестанно путают с сестренкой или братом, это довольно сложно. Но главное — даже не это. Родители должны забыть то, что кто-то когда-то наверняка хоть раз сказал им: «монозиготные близнецы — это одно человеческое существо в двух экземплярах».
Двух одинаковых людей быть не может, ведь помимо генетической информации каждый из нас несет в себе личный опыт пребывания на этой земле. Опыт сей уникален и формирует каждого человека непохожим на других образом. Наверняка и вам случалось вдохнуть весной запах тополиных почек и замереть под шквалом нахлынувших воспоминаний или, спеша по незнакомой улице, вдруг в изумлении почувствовать что, вы здесь уже были. Каждый из нас ежедневно плетет свое, невидимое, тонкое кружево шагов, поступков, взглядов, сделанных выборов, сказанных и несказанных слов. Каждый человек проживает свою жизнь сам, и никто не может сделать это за него.
Главный «психологический шаг», который предстоит совершить родителям близнецов — уйти от самого момента сравнения детей. Ведь упорный поиск и коллекционирование различий — признак родительской тревоги, а попытка непрерывно сравнивать малышей — это сохранение ситуации, когда детки рассматриваются не по отдельности, а именно в паре. Мамы и папы должны твердо уяснить: несмотря на то, что у них родились близняшки, их дети — это разные люди, и каждого из них следует рассматривать по отдельности.
В особых случаях подойдут и особые меры, и здесь в первую очередь прилагается родительская изобретательность. Пусть мамам и папам даже в голову не придет купить в магазине две одинаковых игрушки. У детей должна быть разная одежда и личные вещи. У каждого — своя кровать и свой ящик для игрушек. А у девочек, разумеется, и разные прически! Конечно, дни рождения карапузы отмечают, все же, в один день, но подарки и праздничные торты должны быть у каждого свои. Не забудьте про именины — это прекрасная возможность уделить детям «адресное» внимание. И попросите, чтобы дедушка никогда не обращался к ним «Эй, клопы!».
Когда настанет время вести детей в детский сад, в течение первого адаптационного месяца полезно водить туда малышей не только вместе, но и по очереди. Так дети в группе познакомятся отдельно с каждым из малышей и уже не спутают их, а близнецы получат опыт «самостоятельной жизни» в коллективе. Однако, не переусердствуйте, поощряя независимость детей. В близнецовых парах сильно выражена ревность, поэтому, подчеркивая индивидуальность каждого малыша, распределяйте свое внимание поровну.
Слово потерпевшему
Рождение близнецов в семье — это событие, выходящее из ряда вон. Родителям предстоят непростые испытания на терпение, мудрость и изобретательность, а детям — жизнь, полная увлекательных приключений. Но для старших детей появление в семье близнецов может стать настоящим ударом. Малыш, являвшийся еще вчера единственным объектом внимания для своих родных, теперь отодвинулся даже не на второй, а на третий (если не пятый) план. Ему кажется, что мир перевернулся, и покой уже никогда не вернется в его дом, недавно такой уютный и тихий. И поддержать маленького страдальца — важнейшая задача. Ему необходимо развлекаться отдельно от близнецов и иметь свой «уголок неприкосновенности». Помните, что первенцу может причинить боль, если он увидит, как забытыми, но некогда любимыми игрушками теперь играют новоявленные братья по крови. Не позволяйте молодому поколению «пускать в расход» вещи старших детей, даже если объективно они и не представляют ценности. Возможно, многое вам придется купить заново, если же вы хотите воспользоваться сокровищами старшего чада, думаю, стоит сначала заручиться его согласием. Пройдет какое-то время, и мир в семье восстановится вновь.
Сладкая парочка или как воспитать близнецов
24 января 2017 Аверьянова Света
Появление в семье близнецов – это двойное счастье. Ведь новорожденные еще до появления на свет имеют друга, связь с которым длится всю жизнь. В период их рождения родители сталкиваются с определенными трудностями, так как двое маленьких детей – это действительно сложно. Каждый из них требует внимания, ухода. Правильное воспитание близнецов – это основа, которую должны взять за правило родители. Ведь именно ошибки, допущенные в воспитании, могут сказаться на их дальнейшей жизни.
Особенности
Рождение близнецов можно назвать чудом, которое может произойти в 1% случаев. Природа позаботилась о том, чтобы женщина могла выносить и родить здорового ребенка. Поэтому матка рассчитана на один плод. Но вынашивание одновременно 2, 3 и больше детей также возможно. Естественно, беременность в таких случаях протекает сложнее, ведь присутствует огромная нагрузка на женский организм. Да и после появления детей на свет ему требуется больше времени для восстановления.
На сегодняшний день близнецы появляются на свет, как правило, путем кесарева сечения. При этом их рост и вес могут быть слишком маленькими. Но после года малышам удается набрать все необходимое. И после 2 лет они ничем внешне не отличаются от обычных детей.
Но все же близнецы особенности в развитии определенные имеют:
- Позже начинают говорить и ходить;
- Живут в своем маленьком мире;
- Чувствуют переживания брата или сестры на расстоянии;
- Не очень хорошо учатся в школе;
- Могут испытывать трудности в семейной жизни.
Интересно! В древних мифах близнецов олицетворяли как божественных созданий, которые имели определенный дар.
Считалось, что их общение может происходить без слов.
Не «Мы», а «Я»
Воспитанию близнецов в семье должно уделяться большее внимание, чем одному ребенку. И связанно это вовсе не со временем, которое требуется потратить, а с особенностями этого процесса. Очень часто родители с того похожих между собой детей, делают и вовсе одинаковых. Они одевают их одинаково, прививают любовь к одному и тому же хобби.
Все это дает предпосылки для того, чтобы окружающие люди воспринимали детей, как одно целое, а ведь каждый из них – это индивидуальная личность. Поэтому детям в более старшем возрасте следует дать возможность самостоятельно выбирать себе гардероб, а в младенческом этим вопросом должны заняться родители.
С рождения у детей нужно развивать индивидуальность. А любые попытки со стороны родственников уровнять их – предотвращать. Довольно часто родители не уделяют внимания тому, что иногда родственники путают детей и называют их именем второго близнеца. А одинаковая прическа и одежда только способствуют этому.
Маленьким близнецам приходится сложнее, чем обычным детям. Ведь им приходится не только учиться отличать себя от мамы, но и еще от брата или сестры. И когда сами взрослые не могут этого сделать то, что уж говорить о ребенке.
Для того чтобы дети понимали, что каждый из них индивидуальность, не нужно сопоставлять их одному целому. Им нужно объяснять, то каждый из них – это личность, и должен иметь свое «Я». Если же этого не объяснить, то ребенок, у которого имеется авторитет, будет и по жизни вести за собой второго.
И если в детском возрасте это не так критично (общие увлечения, друзья), то во взрослом может вылиться в нереализованность и одиночество.
Важно! Неправильное воспитание способно обречь одного из близнецов на одиночество. У одного близнеца будет семья, и он будет счастлив. Второй же, как правило, будет находиться недалеко от него, и жить его жизнь (помогать по хозяйству, в воспитании детей, по работе).
Речь и интеллект
Особенности воспитания близнецов могут сказать на их речевом развитии и интеллекте. Нередко приходится замечать, что такие дети в большинстве случаев отстают в развитии:
- Начинают говорить после 2,5–3 лет, в то время как обычные дети уже после года радуют родителей первыми словами.
- Им сложно дается выполнение элементарных вещей – складывание пирамиды, имитация звуков животных и прочее.
Но такие отличия не являются свидетельствованием того, что у близнецов непоправимые проблемы с развитием. Все это дело времени и зависит в определенной мере от воспитания. Родители, перед тем как обивать пороги кабинетов специалистов, должны ответить себе на вопрос «А правильно ли я воспитываю детей?». Ведь в большинстве случаев проблемы такого характера возникают из-за отсутствия у детей общения.
Друг брат или сестра – это, конечно, хорошо. С ним всегда весело и интересно. Но не стоит ограничивать общение и с другими детьми, желательно одногодками. Ведь между собой близнецы общаются на своем языке, иногда им и вовсе не приходится ничего объяснять друг другу. А вот в компании с другими детьми они будут стремиться говорить так же, как и они.
В противном случае останутся не услышанными.
Обеспечив малышей регулярным общением, посещением интересных мест, не дав возможности, зациклиться друг на друге, до момента, когда нужно будет идти в школу, дети не будут отличаться в развитии от остальных. Родители должны понимать и то, что если ребенок не желает общаться с другом брата или сестры, то не нужно его заставлять силой. Ведь так он проявляет свою индивидуальность, которую не стоит подавлять.
Лидерство
В семье, где воспитывается больше одного ребенка, всегда идет борьба за лидерство. А в случае с близнецами не стоит и бороться, ведь все что нужно уже сделали родители или учителя. Как правило, дети, рожденные в паре, отличаются тем, что один из них является лидером, а второй следует за ним.
Такое положение вещей может сказаться на будущем того ребенка, который лидерскими качествами не владеет. Он будет все время пытаться находиться рядом с братом или сестрой, которые сильнее или умнее его. В будущем такого ребенка ждут неудачи, как в карьере, так и в семейной жизни.
Происходит такое разграничение детей еще в раннем возрасте. И активное участие в этом принимаю:
- Родители. Многим из них присуще проводить сравнение между детьми. Иногда из благих намерений они превозносят одного ребенка над другим, для того чтобы он стремился быть лучше. Но в глазах малыша, который все время второй, это выглядит так, как будто его укоряют.
Банальные фразы: «Посмотри, брат учится лучше, чем ты» или «Ты не послушная, а вот твоя сестра, молодец» – могут спровоцировать зарождение неуверенности в себе.
Чтобы ребенок не делал, он будет уверен в том, что брат или сестра это сделает намного лучше, а поэтому не стоит и стараться.
- Педагоги. Многие близнецы отличаются тем, что их успеваемость в школе в сравнении с одноклассниками низкая. Но бывают и случаи, когда один из них учится хорошо, а второй немного хуже. Поэтому учителя и прибегают к регулярному сравниванию детей. Тем самым унижая того, которому учеба дается труднее.
Создать такие отношения между близнецами, чтобы они оба владели лидерскими качествами, невозможно, ведь один из них все равно будет уступать второму. Но в силах родителей позаботиться о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноценным и никогда не слышал о том, что брат или сестра в чем-то лучше его. Это порождает неуверенность, с которой ребенку придется жить всю жизнь. А в переломный момент она может решить его судьбу и качество жизни. Хотя о каком качестве можно говорить, если человек неуверен ни в себе, ни в своих возможностях.
Каким же должно быть воспитание
О том, как воспитывать близнецов, написано много статей, книг, в которых дельные советы дают психологи с многолетней практикой. Перечитывать их работы можно бесконечно. Но не у всех родителей есть время на такое удовольствие, так как двое детей в семье – это необходимость тратить вдвое больше времени. Поэтому их вниманию представлены основные рекомендации, которые помогут воспитать близнецов личностями, и сделают в будущем счастливыми самостоятельными людьми:
- На этапе закладывания основных установок необходимо как можно больше времени уделять вопросу индивидуальности детей. Поэтому с самого их рождения следует найти разные подходы к каждому из малышей. Малейшее проявление индивидуальности, самостоятельности непременно должно быть замечено и поощрено.
- Планировать свой день нужно так, чтобы в нем было время не только для общения с двумя детьми одновременно, но и с каждым из них отдельно. У занятых родителей время на это находится не всегда. Но если такая возможность выпала, то не стоит от нее отказываться. Например, мама с одним из малышей занимается готовкой, в то время как папа со вторым что-то ремонтирует.
Потом мама со вторым убирает на кухне и моет посуду, папа с первым ликвидирует последствия ремонта. Ни в коем случае не следует делить детей, ведь внимание мамы и папы они должны получить поровну. Кроме времяпровождения с родителями дети должны иметь возможность посвятить его своим друзьям, родным. Делать это они должны не только вместе, но и по отдельности.
- В целях экономии многие родители покупают детям одну одежду на двоих, игрушки и прочие вещи. Этим они с рождения притупляют их индивидуальность. Ребенку сложно проявить себя. Избежать этого можно, если совершать покупки, учитывая пожелания детей. Пусть этот способ покажется негуманным и затратным, так как одежды и вещей потребуется в два раза больше, но только так у каждого ребенка будет формироваться индивидуальность, самостоятельность. В конце концов, они перестанут сопоставлять себя друг другу и считаться одним целым.
Отличающиеся интересы близнецов также должны поощряться.
Поэтому каждый из них имеет право выбрать хобби, которым ему нравится заниматься. Именно это даст возможность ребенку делать хорошо то, к чему у него лежит душа, а не ступать по следам сестры или брата, и за счет этого проигрывать на их фоне.
- Людям при рождении имена даются не просто так. Но в рутине большинство родителей сталкиваются с тем, что непроизвольно путают имена своих детей, поэтому называют их обобщенно – дети, близнецы, девочки, мальчики. Такое отношение с детства формирует у них чувство целостности, от которого в дальнейшем будет ой как непросто избавиться.
Поэтому с рождения детей нужно называть по именам. Не желательно чтобы имена они были похожи (Ваня – Даня, Богдан – Богдана, Ира – Кира), ведь на слух они воспринимаются, как имя второго близнеца и может получиться путаница.
- Детей нужно любить одинаково, уделять им одинаковое количество времени, внимания. Ни в коем случае нельзя ставить одного из близнецов в пример другому. Это может зародить чувство неуверенности.
- В воспитании разнополых детей кроме перечисленных рекомендаций следует особое внимание уделить их увлечениям. Очень часто, когда девочка и мальчик проводят основную часть времени вместе, не имеют возможности провести его с друзьями того же пола, что и они, происходит изменение в стереотипе поведения.
Девочка начинает играть с ружьем, машинками, и в будущем у нее появляются мужские качества. Мальчик же после игр в дочки-матери приобретает женские качества – мягкость, покладистость. В будущем дети могут столкнуться с трудностями на этапе создания семьи.
Близнецы еще с момента развития в утробе матери имеют сильную связь и не только генетическую. По жизни такие люди очень близки, они способны на расстоянии почувствовать, что их вторая половинка в опасности или переживает минуты радости. Задачей родителей является создать им все условия для того, чтобы близнецы стали личностями, с собственным мнением и идеями, уверенными и довольными собой. Ведь только уверенные в себе люди, которых в детстве любили, с мнением которых считались, создают крепкие семьи, делают карьеру и чего-то добиваются в жизни.
Несмотря на трудности, которые могут возникнуть у родителей в процессе воспитания близнецов, а это нехватка финансов, времени, усталость – они должны приложить все усилия, для того чтобы в будущем их дети были счастливы и благодарны им за все, что они для них делали.
Особенности воспитания близнецов
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- дети в семье
- семейные отношения
Находясь бок о бок с самого рождения, близнецы формируют надежную взаимную связь. Это не просто крепкая дружба – они неотделимы друг от друга: очень часто поступая и ведя себя одинаково, братья или сестры представляют собой единое целое для окружающих, воплощая в себе мечту многих о всепонимающем втором я. В единстве, несомненно, много положительных моментов: уверенность в родном человеке, его поддержка и понимание, партнерство во всех начинаниях.
Но когда приходится действовать порознь, то близнецы часто не уверены в себе, им бывает сложно строить отношения со сверстниками, находить друзей, а в дальнейшем – строить семью.
В связи с этим задача родителей – не сближать детей, а по возможности разъединять, подчеркивая индивидуальность каждого ребенка.
Индивидуальность
Сразу после рождения родители ищут у близнецов отличия не только на теле, но и в характере. Они подмечают малейшие особенности, убеждаясь, что, несмотря на свое внешнее сходство, близнецы разные – стало быть, и общение с ними надо строить, исходя из личных особенностей.
Родителям близнецов необходимо выбирать время для общения с каждым ребенком по отдельности, чтобы их способности определялись и формировались не на примере брата или сестры.
С целью развития индивидуальности психологи советуют покупать детям похожую одежду, но с заметными отличиями, чтобы дети точно знали свою вещь, а также место, ей предназначенное. Одинаково одевать их можно только в раннем возрасте, пока они не осознают своей индивидуальности. Не стоит одевать близнецов в вещи друг друга, несмотря на одинаковый размер. Игрушки, пусть и не все, но должны быть свои, личные, а возможность поиграть с чужой предоставлялась бы только с разрешения ее хозяина: близнецам особенно необходимо учиться уважать чужое личное пространство.
При выборе кружков необходимо учитывать желания и особенности ваших детей: водить их на разные занятия, чтобы они могли проявить себя и найти друзей.
Подарки детям лучше дарить разные. Пусть один из близнецов пойдет выбирать себе подарок с папой, а второй – с мамой: так, не завися от другого мнения, они выберут себе вещи по вкусу. Тортов на день рождения тоже желательно покупать или печь два.
Подчеркивать индивидуальность – не значит насильно разъединять близнецов. Это значит по возможности создавать условия, при которых дети будут общаться не только между собой, но и со сверстниками, и со взрослыми. Важно как можно реже подчеркивать схожесть детей.
Близнецов не рекомендуется сравнивать друг с другом, не надо их обобщать, а соперничество между ними поощрять ни к чему. С близнецами следует:
-
меньше задавать общих вопросов, стараться разговаривать с детьми по отдельности;
-
отучать от привычки отвечать друг за друга, перебивать;
-
давать задания отдельно каждому;
-
поощрять общение с другими детьми;
-
называть их по именам, а не просто «дети» или «девочки/мальчики».
Индивидуальность обязательно должна подчеркиваться. Пусть у близнецов будут личные воспоминания, мнение, планы и мечты.
В отличие от сверстников, близнецы с самого детства делят любовь родителей и строят отношения между собой, в связи с чем в их паре рано наблюдается лидер. Это не всегда один и тот же ребенок: лидерство близнецов может проявляться в зависимости от ситуации. Родителям лучше не сразу вмешиваться в детские отношения, а то и вовсе не вмешиваться, если только дети не причиняют боль друг другу. Но если лидер в паре подавляет брата или сестру, то стоит повышать уверенность в ведомом ребенке.
Очень часто борьба за лидерство проявляется в ссорах и драках. Это происходит из-за неумения договариваться, поэтому задача взрослых – научить детей приходить к компромиссам.
Игры на двоих
Близнецы много времени проводят вдвоем. Чтобы они правильно развивались, по минимуму ссорясь и соперничая, необходимо подобрать совместные игры.
Один из вариантов – кукольный театр. Разные роли будут стимулировать развитие у детей речи, мышления, фантазии. Обмен ролями развивает внимание и лидерские качества.
Отстаивать свое мнение и самостоятельно принимать решения помогут парные логические игры – шашки, шахматы, домино, лото, – где каждый играет за себя.
Растить близнецов – нелегкий труд, и наградой родителям станет то, что со временем каждый ребенок пойдет по жизни своей дорогой, ощущая поддержку человека, понимающего его лучше всех остальных, всегда готового помочь.
Анна Сафина
Мы составили для вас тест, определяющий преобладающий тип воспитания в Вашей семье, а так же разработали некоторые рекомендации по итогам тестирования для того, чтобы Ваш ребёнок развивался наиболее гармонично. Пройти тест